Взаимосвязь искусств

В народных обрядах, вокальной и программной музыке,  сочинениях для театра и кино музыка выступает в неразрывном единстве с другими видами искусства. Но и "чисто музыкальные" произведения  звучат ярче и убедительней в окружении поэзии, живописи, архитектуры. Они помогают создать особую художественную атмосферу урока, дают глубокие поводы для содержательных сравнений и аналогий. Именно они способны быть ярким стимулом и для самостоятельного творчества, вдохновляя детей на создание собственных вокальных и инструментальных импровизаций.

Эта связь ценна тем, что на стыке различных видов искусства возникают образные ассоциации. Чем они богаче, тем более творческий характер носит восприятие художественного произведения. Н.Э.Басина и О.А.Суслова отмечают пять различных уровней полихудожественных ассоциаций.

  1. Самые простые – это ассоциации с видимыми предметами и явлениями мира природы и мира человека. Здесь работает принцип простого визуальноого сходства. Общехудожественные темы и понятия, например, такие как «дом» или «весна», изображенные средствами музыки, живописи, литературы — лежат в основе этого уровня ассоциаций.
  2. Следующий тип ассоциаций связан с физическими ощущениями: тактильными, весовыми, громкостными, динамическими и.т.д. Мы этого не видим, но чувствуем при помощи осязания, обоняния, слуха и вкуса. Поэтому «грузная» музыка оказывается эмоционально созвучна темным краскам, монументальной архитектуре и т.п., а звучание в высоком регистре ассоциируется с легкими прозрачными акварельными тонами и тонкой графикой.
  3. Третий вид ассоциаций, это ассоциации, связанные с эмоциональными переживаниями, с оттенками различных настроений. Уныние и радость, гнев и доброжелательность — все эти эмоциональные сферы имеют свое преломление и в музыке, и в литературе, и в живописи. Подборка «эмоциональных оттисков» этих настроений из разных видов искусства, безусловно способствует и более глубокому проникновению в то или иное настроение, эмоцию; и более богатому восприятию конкретного его выражения в том или ином художественном произведении.
  4. Четвертый тип ассоциаций отсылает воображение к образам, хранящимся в нашем подсознании, так называемым архетипам, например, к образам мировых стихий, света и тьмы, материнства, земного и небесного и т.д..
  5. Пятый тип – это ассоциации, возникающие от общения со сложными социально-культурными явлениями, которые включают в себя и зрительные образы, и отвлеченные идеи. В этом случае ассоциации складываются на основе «информации» о каком-либо социальном или культурном явлении, о произведении искусства, стиле, направлении, художнике.

В работе с маленькими детьми особенно важен пласт, связанный с психофизиологическим компонентом искусства ( это 2, 3, 4 типы ассоциаций). Затем, по мере взросления учеников становятся все более важным ассоциации пятого типа.

Еще одним важным аспектом является язык искусства. Выразительные средства подчас оказываются очень близки в разных видах искусства. Это, в первую очередь, его жанровая основа: и в музыке, и в живописи, и в поэзии различаются камерные и монументальные жанры, лирика и эпос; жанры портрета, пейзажа, бытовой зарисовки, ряд других жанровых особенностей.

Существуют также общие закономерности построения произведений искусства: симметрия и контраст, ритм и форма, логика развития, противопоставления главного и фона... Эти и другие "составные элементы" художественного высказывания, опирающиеся на законы человеческого восприятия, будут также родственны в разных видах искусства. И воспринимая эти закономерности через, например, визуальные виды искусства, возможно более наглядно и убедительно раскрыть их и в музыке.

Использованная литература:

Н.Э.Басина, О.А. Сусловой «Цвет. Звук. Материал: учебно-методическое пособие: Приложение к курсу «Введение в язык искусства». Екатеринбург, 2001. – 24 с.

Песня русская

Виктор Боков

стихотворение

Дирижер. Рапсодия Листа

Владимир Солоухин

стихотворение

Музыка

Кайсын Кулиев

стихотворение

Фальшивая нота

мультфильм

Тема для проектной деятельности

Я играю на рояле

мультфильм

для 1 кл.

Козёл-музыкант

мультфильм

для 2-5 кл.

Сирин и Алконост

картина
Виктора Васнецова

стихотворение
Александра Блока

Основа для импровизаций

Есть в музыке такая неземная...

Юрий Левитанский

стихотворение

Музыка, свет не ближний

Юрий Левитанский

стихотворение

Корзина с еловыми шишками

Константин Паустовский

Рассказ, посвящен Э.Григу

Страницы