Корыто и звери

Рейтинг: 
Пока оценок нет
Вид связи искусств: 
основа для сочинительства и импровизаций
Жанр: 
сказка
Стиль: 
фольклор
Страна: 
Россия
Класс: 
1
2
3

Русская народная сказка

Жил-был старичок-сморчок, сам с вершок, голова с горшок.
Выделал из лыка-перетыка дубовое корыто велико.
Надел колпачок, пошел продавать на базар в Торжок.
Шел денек, дошел до леса, решил отдохнуть здеся,
перевертопучил вверх дном корыто, лег под него и уснул принакрытый.

Прибежал зайка и поёт:

«Какой столик хорошенький,
Дубовенький, новенький.
Да на нем пусто.
Посмякать не густо.»

Побежал и принес капусты.

Прибежала лиска и поет:

«Какой столик хорошенький,
Дубовенький, новенький.
Да на нем пусто.
Одна капуста»

Побежала, принесла гусочку.

Прибежал волчок и поет:

«Какой столик хорошенький,
Дубовенький, новенький.
Да на нем пусто.
Одна капустка,
Да серая гуска.»

Побежал и принес поросеночка.

Прибежал медведюшка и поет:

«Какой столик хорошенький,
Дубовенький, новенький.
Да на нем пусто.
Одна капустка,
Серая гуска.
Да поросютка».

Побежал и принес меду.

Только за столик звери посмякати сели, старичок проснулся, потянулся, корыто зашевелилось, все с него повалилось.
Звери испугались, в лес разбежались, все покинули.
А старичок-сморчок продал снедь и корыто, получил денег превелико.

 

Памятка педагогу:

Песенку, которую поют звери, придумайте вместе с учениками. Момент появления героев сказки - прекрасный повод и для инструментальной импровизации. Как скачет зайка, как крадется лиса, идет волк, медведь? Какие понадобятся средства музыкальной выразительности чтобы передать"походку" каждого из них ?...

Если в вашем классе есть прирожденные балагуры, то им наверняка приглянется текст "от автора", выдержанный в типичной скоморошьей манере.

В этом случае сказку можно превратить в небольшое театрализованное представление. Разыгрывать ее можно несколько уроков подряд, меняясь ролями и каждый раз сочиняя новый мотив для основной песенки. Кстати, это может придать ситуации дополнительный игровой азарт. Первый ученик, исполняющий роль зайки - придумывает мотив, который следующий герой в образе лисы должен повторить как можно более точно. Следующий - волк - повторяет и дополняет то, что спела лиса. Медведь - повторяет и дополняет мелодию, пропетую волком.

Потом всем класом обязательно обсудите, насколько удачной, интересной была основная мелодия, насколько точно ее смогли повторить следующие участники сказки.

Другой вариант музыкального обыгрывания сюжета - создать композицию в духе глинкинских вариаций - с неизменной мелодией, но меняющимся аккомпанементом, соответствующим "разнокалиберным" сказочным типажам.

 

Использованная литература:

Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговоки, считалки, игры, сказки. Сост. Г.М.Науменко. Вып. 1. М., «Советский композитор», 1977.