Манечка и Баба-Яга

Рейтинг: 
Пока оценок нет
Вид связи искусств: 
основа для сочинительства и импровизаций
Жанр: 
сказка
Стиль: 
фольклор
Страна: 
Россия
Класс: 
1
2
3

Жили были дед с бабкой и была у них внучка Манечка. Вот пошла она с подружками в лес и заблудилась.

Ходила, ходила по лесу, аукала, аукала подружек - так никто и не откликнулся. Села Манечка на пенек и заплакала:

Подруженьки: ау-у!
Голубушки: ау-у!
Не найду пути-дороженьки.
Поустали сильно ноженьки.
Нету больше моей моченьки.
Не дойду домой до ноченьки.
Подруженьки: ау-у!
Голубушки: ау-у!

Плакала, плакала, да уже стало темнеть. Взлезла она на пенек высоко, посмотрела далеко, видит - избушка стоит. Пошла она к избушке. Подходит к ней, а избушка без дверей, одно окошечко маленькое. Влезла Манечка в окошечко, легла на лавку и уснула. Утром проснулась, печь затопила, каши наварила и только хотела поесть, как прибежала мышка и просит ложку каши. Накормила Манечка мышку, а та ей и рассказала, что это она в избу Бабы-Яги попала. Та скорот-ко вернется и съест ее. Испугалась Манечка, заметалася, забегала, да дверей выйти нет и окошечко не открывается.

Мышка говорит: не бойся, я тебе помогу, садись в ступу Бабы-Яги, что у печи стоит и припевай-приговаривай

Кручу-бурчу.
Хочу не хочу!
Ступа ступай
По три версты шагай!

Куда повелишь, туда она тебя и увезет.
Села Манечка в ступу и как ее научила мышка, стала припевать-приговаривать:

Кручу-бурчу.
Хочу не хочу!
Ступа ступай
По три версты шагай!

Тут ступа закрутилась, избная стена растворилась, и вскоре очутилась она в своей деревне. Обрадовались дед с бабкой внучке, расспросили ее обо всем, что с ней приключилося-сталося. А узнавши про Бабу-Ягу, собрали весь народ в деревне, пошли и сожгли ее избу.

Вот и сказка вся.

Памятка педагогу:

Эта сказка будет прекрасной путеводной нитью для вокальных и инструментальных импровизаций. Лаконичность изложения, ясные, хорошо узнаваемые образы - все это позволяет в течение одного урока создать полноценную музыкальную композицию на ее основе. Предложите ребятам придумать  мелодию для плача Манечки, волшебную заговорную песенку для ступы Бабы-Яги. "Подкиньте" ребятам вопрос: в исполнении мышки и в исполнении Манечки она должна звучать совершенно одинаково, или какая-то разница все-таки будет? Если да, то какая?

Вокальные фрагменты можно дополнить инструментальными. Как изобразить музыкальными красками темнеющий лес, осторожные шаги, появление мышки, полет ступы и т.д.

Можно эту сказку распечатать и предложить небольшим группам учеников в качестве творческого домашнего задания: пусть подготовят на ее основе радиоспектакль с самостоятельно придуманным музыкальным и шумовым сопровождением.

 

Использованная литература:

Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговоки, считалки, игры, сказки. Сост. Г.М.Науменко. Вып. 4. М., «Советский композитор», 1986.

Материалы по теме: 

Баба-яга

из "Детского альбома" П.И. Чайковского

для 1-4 кл.

Баба-яга

Картинка к русским народным сказкам А.К.Лядова

для 3-6 кл.

Эхо

Музыка Е.Тиличеевой, слова М.Долинова

Песенка-распевка
Выше - ниже, секста

для 1, 4-5 кл.