Полевая березка
Плачет одинокая полевая Берёзынька, увидала красную девицу Марьечку и зовет ее:
- Марьечка, Марьечка, сходи за водичкой, полей мои кореньики сухие, сточат их червоточеньки лихие.
Увидала Марьечка слёзыньки у белой Березыньки, пожалела, и стала звать-закликать:
Тут туча-пуча пришла, сеточкой сеяла из ведра, матушку-землю полила, да не уходила.
Стала Марьечка звать:
Перекинулась радуга-дуга на зеленые луга кольцом-колесом, тучу-пучу унесла золотым концом. У Берёзыньки просохли слёзыньки, повернулась она к Марьечке боком, угостила медвяным своим соком.
Да и принесло нам это летечко грибы в берестечко, ягоды в лукошко, красно солнышко в окошко, дождичка немножко.
Памятка педагогу:
Лучшего объяснения, что такое заклички; кто, когда и зачем их пел - не придумать. Можете с учениками выучить заклички из этой сказки - в оригинальной тональности - или чуть пониже (для вокального удобства).
Можно также предложить ребятам сочинить какую-нибудь другую сказку, в которой также звучали бы заклички. Возможно, кто-то из класса знает одну или несколько подобных коротких песенок. Если нет - то их достаточно быстро можно выучить на этом же уроке.
Прекрасным логическим переходом будет и разучивание миниатюр композиторов-классиков, например, Анатолия Лядова, - созданных под впечатлением от фольклора и в народном стиле.
Использованная литература:
Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговоки, считалки, игры, сказки. Сост. Г.М.Науменко. Вып. 4. М., «Советский композитор», 1986.
