Александр Ведерников

Амплуа: 
вокал
бас
Стиль: 
классика
Страна: 
Россия

Великие русские басы XX столетия покорили мир мощью своего таланта и неповторимым национальным колоритом.
В начале века был Шаляпин, в середине – Пирогов, в конце века – Ведерников.

 «Самородком Земли Русской», «человеком редчайшего дарования» называют современники Александра Филипповича Ведерникова — знаменитого оперного певца, народного артиста СССР, обладателя многих наград, в том числе и Государственной премии СССР.

Лауреат престижных музыкальных конкурсов, с 1957 года - солист прославленного Большого театра в Москве, на сцене которого им был создан целый ряд ярких и самобытных сценических образов.

Один из уникальных басов России, Александр Ведерников уже на заре своей творческой карьеры привлек внимание публики и специалистов, которые отмечали в нем редкую способность совмещать в себе хороший голос и прекрасное умение владеть им, дар перевоплощения, высочайшую артистичность, сочетание в его натуре качеств артиста, музыканта и художника.

Певец всегда совмещал работу в театре с активной концертной деятельностью. С неизменным триумфом проходили его гастроли во многих странах мира и по родной стране. Помимо оперного, у него всегда был обширный и разнообразный репертуар – духовные песнопения, народные песни и романсы, произведения современных композиторов... Он провел бесчисленное множество филармонических концертов, записал более 30 компакт-дисков с романсами, песнями, ариями, ораториями.

Ведерников – камерный исполнитель способен не только к точному прочтению текста. Он обладает даром проникновения в глубины слова и музыки в их соединении, даром обнаруживать символический смысл, заключенный в том или ином сочинении. Для него все, созданное народным гением, великими композиторами прошлого и лучшими мастерами настоящего, является тем жизненным материалом, который помогает проявить разные стороны жизни и через это показать слушателям их собственный мир.

Однако, каждый действительно большой артист должен в современном мире найти и своего современного композитора. Для Ведерникова таким композитором стал Георгий Свиридов. Их сотрудничество началось с исполнения молодым певцом еще в консерваторские годы поэмы «Страна отцов»  на стихи Аветика Исаакяна. Затем последовало много других творческих работ. Одна из наиболее замечательных – исполнение  цикла из 9 песен на стихи Роберта Бернса. Здесь Ведерникову удалось достичь огромной выразительной силы, особенно в таких песнях, как «Всю землю тьмой заволокло», «Финдлей», «Возвращение солдата», «Честная бедность». Во всех этих миниатюрах талант певца раскрылся с необычайной силой, правдивостью, с глубоким индивидуальным характером, подлинной художественной философией...

Вот что говорил сам композитор об этом исполнителе: «Для него петь – значит раскрывать самую суть музыкального образа. На мой взгляд, Ведерников обладает исключительно чутким и острым пониманием русской национальной стихии в музыкальном искусстве. Поэтому так естественно звучат у него народные русские песни. Он поражает мощью и эпическим размахом в партиях русского классического репертуара. В то же время достаточно услышать, как он поет Шумана или Себастьяна Баха, чтобы убедиться в том, что ему внутренне близок и мир музыки великих немецких композиторов. Бас певца богат тембровыми оттенками, теплый и выразительный, мужественный и какой-то особенно задушевный».

Крупнейшим артистическим достижением Ведерникова, имевшим заметное значение для отечественного искусства, стала интерпретация образа Поэта в «Патетической оратории» Георгия Свиридова на слова Владимира Маяковского. Он стал не просто первым исполнителем этой партии - он сумел замечательно постичь и выразить дух, характер, природу и сокровенный смысл свиридовской музыки; здесь во всю мощь раскрылся его эпический дар. С тех пор Александр Ведерников неизменно исполнял многие сольные произведения Свиридова: песни на слова А. Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Подъезжая под Ижоры», «Ворон к ворону летит», «Зимняя дорога»), А. Блока («Видение», «Голос из хора», «Петербургская песня», «Флюгер», «За горами, лесами...»), У. Шекспира («Людская неблагодарность», «Зима», «Солдатский тост и песня Яго», песня Шута из комедии «Двенадцатая ночь», «Песенка Яго о короле Стефане»), и др.

Александр Ведерников наделен не только певческим даром — с раннего детства он великолепно рисует. Дома у певца висят его картины — в основном портреты членов семьи и его друзей.

Выдающийся оперный и камерный певец, блестящий актер, талантливый самобытный живописец, педагог, профессор – Александр  Филиппович Ведерников всегда остается истинно русским талантом и по складу темперамента, и по своим высочайшим человеческим качествам.

 

В исполнении Александра Ведерникова вы можете предложить ученикам прослушать фрагменты из опер, в которых певец с успехом исполнил главные роли.  Поистине вершинами исполнительского искусства требовательная публика и дотошные критики считают созданные Ведерниковым образы хана Кончака и Владимира Галицкого в опере «Князь Игорь» А. Бородина, Ивана Сусанина в «Иване Сусанине», Руслана и Фарлафа в «Руслане и Людмиле» М. Глинки, царя Бориса, Варлаама и Пимена в «Борисе Годунове», Гремина в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Кутузова в «Войне и мире» С. Прокофьева, Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, Г. Свиридова.

Использованная литература:

  • Ведерников. Певец, артист, художник, сост. А. Золотов, М., 1985.
  • Чтоб душа не оскудела: Заметки певца, М., 1989.

 

Полезные ссылки:

  • Биография на сайте театра "Русская опера" >>
  • Страница А. Ведерникова на biograph.ru >>
  • Оперная дискография А.Ведерникова >>