Александр Юрлов

Амплуа: 
дирижер
Стиль: 
классика
Страна: 
Россия

Александр Александрович Юрло́в – выдающийся хормейстер, музыкальный и общественный деятель, педагог. Кандидат искусствоведения, Народный артист РСФСР,
Лауреат Государственной премии СССР.

С 1958 года Юрлов возглавлял Республиканскую русскую хоровую капеллу, которой после его смерти в 1973 было присвоено его имя. Он был настолько многогранной личностью, успел сделать столько, что до сих пор ученики, друзья, коллеги-музыканты с огромным пиететом произносят его имя. Он был инициатором создания Всероссийского хорового общества, проводил всевозможные смотры, фестивали,  много сил и времени отдавал преподавательской деятельности в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.

За пятнадцать лет руководства капеллой А.А. Юрлов как никто другой расширил творческий диапазон и репертуар хора. От народной песни, которая составляла поначалу основу концертного репертуара, он модулировал в сторону монументальных кантатно-ораториальных жанров, таких как «Немецкий реквием» И. Брамса, «Военный Реквием» Б. Бриттена и другие сочинения.

С капеллой он много ездил по России, гастролировал за рубежом (Польша, ФРГ, ЧССР, Италия, Франция, Великобритания, Болгария). За год он успевал подготовить несколько разных программ, провести десяток премьер. Поэтому с ним стали сотрудничать многие известные композиторы: Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, писавший ряд сочинений специально для юрловской капеллы, Владимир Рубин, Ширвани Чалаев.

Александр Юрлов считал, что современный русский хор непременно должен иметь современный репертуар. И в период с 1958 по 1972 год капелла подарила жизнь более чем шестидесяти новым сочинениям вокально-симфонического жанра. Это были сложнейшие произведения И. Стравинского, А. Шнитке, В. Рубина, Р. Щедрина и других композиторов.

Благодаря выступлениям капеллы выдающиеся произведения советских композиторов стали «открытием нового музыкального материка» для зарубежного слушателя.  Триумфальные концерты в Париже, Лондоне, Риме и других европейских городах подняли авторитет русского музыкального искусства во всем мире.

Но он открыл для современников и в России, и за ее пределами также и русскую хоровую культуру 16-го, 17-го и 18-го веков, познакомив слушателей с сочинениями Ивана Грозного, кантами эпохи Петра Первого, с церковными произведениями Василия Титова, Николая Калашникова, Артемия Веделя, Дмитрия Бортнянского. Он был первопроходцем, снявшим негласный запрет с духовной музыки. Концерты капеллы, включавшие эти сочинения, стали в те годы сенсацией и пользовались невероятным успехом.

Особая страница творческой деятельности капеллы связана с именем великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Именно в лице капеллы и ее руководителя композитор нашел первого исполнителя многих своих сочинений: «Патетической оратории», вокально-симфонической «Поэмы памяти Сергея Есенина», «Курских песен»… Все хоровые сочинения, написанные Г.В. Свиридовым при жизни А. Юрлова, начиная с 60-го года, были впервые исполнены его капеллой. Г. Свиридов посвятил памяти своего друга и единомышленника хоровой концерт «Памяти А. Юрлова».

По глубокому убеждению композитора, «Юрлов вывел отечественную хоровую музыку на мировую сцену во всем ее объеме, придал ей подлинно мировое звучание. Он сильно двинул вперед все наше исполнительское хоровое искусство, поднял его на новую ступень. Петь сейчас так, как пели до Юрлова, невозможно».

Незаурядна и педагогическая деятельность А.А. Юрлова. На занятиях со студенческим хором, и на заседаниях кафедры хорового дирижирования в Институте имени Гнесиных он был неизменно требователен, точен, нетерпим ко всякого рода расхлябанности. Юрлов привлек к себе на кафедру целую плеяду молодых хормейстеров, имена которых теперь знает вся страна, – Владимира Минина, Виктора Попова. Среди его учеников есть и наши коллеги – учителя музыки: Ю.Б. Алиев, В.Ф. Судаков.

Юрлов умел метко и очень проницательно определить талант и сущность творческой личности, вовремя поддержать и подтолкнуть ее развитие. Юрлов, испытывая любовь к народной певческой культуре, фольклору, добился создания в институте нового отделения, где готовили дирижеров для русских народных хоров. Это был первый, уникальный опыт в России, поставивший на академические рельсы народное песенное искусство.

Перечисление всех добрых и великих дел, замечательных человеческих и артистических качеств Александра Юрлова заняло бы не одну страницу. Закончить же хочется словами композитора Владимира Рубина: «Александр Юрлов выделялся стихийным природным дарованием, огромным темпераментом,  неподдельной естественной любовью к музыке. Имя его в русской культуре уже встало на ту золотую полку, на которую время отбирает только самое значительное».

Литература и источники:

  • Локшин Д., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. Краткие очерки, М., 1953,
  • Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963;
  • Музыкант, гражданин, человек. Памяти А. А. Юрлова, "СМ", 1974, No 3;
  • Пугачевич Т., Возрожденная музыка, в сб.: Отчий дом, М., 1978.
  • Краткая биография А.А.Юрлова >>
  • Мишина Е.. Культура №35, 6-12 сентября 2007 года. Господин хормейстер. Вспоминая Александра Юрлова