Борис Гмыря

Амплуа: 
вокал
бас
Стиль: 
классика
Страна: 
Украина

Гмыря Борис Романович, украинский певец (бас-кантанте), один из самых ярких представителей советской оперной сцены, народный артист СССР.

Борис Гмыря обладал красивым, на редкость благородным голосом тёплого, бархатного тембра, широким диапазоном, тонким художественным вкусом. Его лучшие оперные партии: Иван Сусанин и Руслан в операх М.И. Глинки, Борис Годунов в одноименной опере М.П. Мусоргского, Мельник в "Русалке" А.С. Даргомыжского, Мефистофель в "Фаусте" Ш. Гуно.

Пение Бориса Гмыри было необычайно  образным и задушевным. В его исполнительской манере покоряла безупречная кантилена и хрустально чистая интонация. Борису Романовичу были присущи редчайший артистизм и сценический темперамент, объединенные с чувством меры и безупречным вкусом. Он был чрезвычайно суров в вопросах музыкальной интерпретации, не разрешал себе никаких внешних эффектов. Все было подчинено основному художественному замыслу композитора, а также выразительности донесения его до слушателя музыкального произведения. Исполнение им таких сложных циклов как "Персидские песни" А.Рубинштейна, "Зимний путь" Ф.Шуберта считаются эталонными. А романс "Пятидневка" Д.Д. Шостаковича Гмыря превратил в исполнительский шедевр. При его записи на грампластинку в фирме "Мелодия" присутствующий на ней композитор расплакался и все время повторял: "Неужели я написал такую гениальную музыку".

Б.Гмыря за многие годы творческой деятельности спел 1200 произведений, из которых на сегодняшний день в его фонотеке сохраняется свыше 300 украинских народных песен и романсов; 300 русских и западных песен и романсов; 40 оперных партий.

С большим успехом выступал Борис Гмыря в камерном жанре.   Чрезвычайно тщательно работал певец над камерными произведениями: глубоко проникал в суть поэтического текста, шлифовал вокальную интонацию, доводя ее до совершенства. Особенно важными для него были четкость дикции, чистота языка и выразительность слова.

По этому поводу он писал: "...И композиторы, и мы, вокалисты, должны очень внимательно относиться к слову, чтобы как можно лучше и полнее передать слушателям его содержание и красоту. Донесенное, окрашенное голосовыми красками слово, бьет прямо в сердце, слегка затрагивая умы. Слово может быть соответственно окрашено только тогда, когда внутренние переживания исполнителя пошлют соответствующие импульсы".

Б. Гмыря никогда не преподавал в музыкальных учреждениях, поскольку гастролировал и пел до последнего дня своей жизни. Но многие всемирно известные певцы считают себя его учениками. Евгений Нестеренко утверждает: «Для меня Борис Романович является наилучшим камерным певцом из всех, которых я когда-нибудь слышал, я имею ввиду и наших, и зарубежных. Я считаю, что Б. Гмыря был одним из моих учителей в искусстве пения»

Произведения в исполнении Б. Гмыри включены в самые престижные музыкальные каталоги, а имя украшает списки величайших вокалистов мира. В 1962 его имя внесено в престижную Международную энциклопедию «Whо іs whо».

Использованная литература:

  • Стебун И.И., Борис Романович Гмыря..., К., 1960.
  • Гмыря Борис Романович. БЭС «Музыка». М., 1998. С. 140.