Евгений Нестеренко

Амплуа: 
вокал
бас
Стиль: 
классика
Страна: 
Россия

Евгений Евгеньевич Нестеренко — российский советский оперный певец (бас), педагог. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1988).

Евгений Нестеренко выступал на лучших оперных сценах мира: «Ла Скала» (Италия), «Метрополитен-опера» (США), «Ковент-Гарден» (Великобритания), «Колон» (Аргентина), а также в театрах Вены (Австрия), Мюнхена (Германия), Сан-Франциско (США) и многих других.

За свою творческую карьеру он выходил на сцену более 3500 раз, в том числе в 1700 оперных спектаклях и 1800 концертах. Судьба  подарила ему голос редчайшего великолепия и мощи — от глубочайших басовых низов до баритоновых верхов. Этот голос называли "басом планетарного звучания", "голосом века", а самого певца — самым выдающимся басом мира.

 «Его огромная природная одаренность — это только основа, на которой он довел до совершенства свой голос неимоверной силы и выразительности, с богатой гаммой нюансов. Ко всему этому он обладает большой музыкальностью и чисто певческой культурой, что делает из него исполнителя высшего класса». (Из зарубежной прессы).

Он спел более 50 ведущих оперных партий, исполнил множество  сольных концертных программ из произведений русских и зарубежных композиторов; русских народных песен, романсов, арий из опер, ораторий, кантат ... Певец записал около 70 пластинок и дисков на отечественных и зарубежных фирмах грамзаписи.

В свое время специально для Евгения Нестеренко театр «Ла Скала»  поставил оперу Россини «Моисей», в которой до этого никогда не пел ни один русский бас. Он был первым из советских, российских басов, кто выступил и в других партиях из опер, никогда не шедших и не идущих в России, исполнив их на языке оригинала в Милане, Вероне, Барселоне и других городах.

Е. Нестеренко сочетает вокальное мастерство с большим артистическим талантом. Среди его выдающихся работ – образы Ивана Сусанина и Бориса Годунова в одноименных операх Глинки и  Мусоргского.

Певец завоевал международный авторитет и как выдающийся камерный исполнитель. В камерной музыке раскрываются богатейшие возможности его голоса и мощный талант художника-интерпретатора. Программы, с которыми артист выступал и в России, и за рубежом, насыщены именами авторов разных музыкальных эпох и стилей.

«Евгений Нестеренко – певец элитного склада. Слышал его романсы Мусоргского и Даргомыжского. Как делает слово, как выпевает слово и смысл! Получается целый спектакль», - отмечает всемирно известный дирижер Владимир Федосеев.

Евгений Нестеренко по праву считается одним из лучших исполнителей М. П. Мусоргского. Редкими по вдохновению и мастерству являются его записи вокальных циклов композитора. «Песни и пляски смерти», «Раек» и другие чисто русские произведения в исполнении Евгения Нестеренко зрители восторженно принимали во многих странах мира. В 1980-1981 годах (к 100-летию со дня смерти композитора) певец подготовил цикл из 4 концертов под названием «М. П. Мусоргский. Полное собрание камерных сочинений». Концерты, в которых впервые в истории прозвучали все песни и романсы этого гения русской музыки, а также все без исключения его фортепианные произведения в исполнении В. Постниковой, Г. Рождественского и В. Крайнева, прошли тогда в Ленинграде, Москве, Свердловске.

Е.Е. Нестеренко стоял у истоков создания Дома-музея Модеста Петровича Мусоргского в городе Кареве-Наумове Псковской области, ему удалось добиться открытия первого в истории памятника  композитору на Каревском холме, неподалеку от его родной усадьбы. Работа в музее Мусоргского помогла Евгению Евгеньевичу по-новому взглянуть на личность и наследние великого русского художника.

Е. Нестеренко является первым исполнителем многих произведений Д. Шостаковича и Г. Свиридова. Его увлечение творчеством этих выдающтхся современников началось еще на первых курсах консерватории и в итоге вылилось в творческую дружбу с ними. Д. Шостакович высоко ценил певца, называя его "достойным продолжателем новаторских традиций русской вокальной школы". После исполнения его Сюиты на слова Микеланджело в Доме композиторов 24 марта 1975 года Д.Д. Шостакович, поздравляя артиста, восторженно сказал: «Я испытал потрясение. Для меня большое счастье — встреча с Вами».  Г.В. Свиридов посвятил Е. Нестеренко три произведения: «Петербургскую песенку», «Папиросники» и «Когда невзначай в воскресенье...».

Из биографии артиста

Родился 8 января 1938 г. в Москве. В 1961 г. окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, в 1965 г. — Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс В. М. Луканина). В 1963-67 гг. — солист Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета (ныне Михайловский театр). В 1967-71 гг. — солист Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). В 1971-2000 гг. — солист Большого театра.

Путь Евгения Нестеренко в искусстве нельзя назвать простым. Правда, он всегда любил музыку и пел, сколько себя помнит, но далеко не сразу понял, что пение — его профессиональное призвание.

Когда в 1955 году Евгений Нестеренко приехал в Ленинград и поступил на военно-морской факультет Инженерно-строительного института (в молодости семейные традиции особенно много значат), он почувствовал острую потребность в пении. Однокурсник, в прошлом военный музыкант, привел его к руководителю хора Ильинскому и попросил прослушать. Когда Евгений исполнил песню Варяжского гостя из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» и русскую народную песню «Есть на Волге утес», хормейстер не выдержал: "А почему, собственно, вы здесь учитесь?" — "Как почему? — удивился Евгений. — Я хочу стать военным инженером". — "Нет, вы должны учиться не здесь, а в консерватории".

Один из преподавателей посоветовал ему проконсультироваться у бывшей певицы, а в то время педагога класса сольного пения при хоре Ленинградского университета Марии Михайловны Матвеевой. Она стала заниматься с Нестеренко. Через 3 года Матвеева, понимавшая, что ее ученика ждет большое будущее, рекомендовала его известному профессору консерватории Василию Михайловичу Луканину, считая его лучшим педагогом для баса. Когда Нестеренко спел несколько произведений, В. М. Луканин сказал: "Хорошо. Поступайте в консерваторию. Если Вас примут, я возьму Вас в свой класс".

Спустя 2 месяца Е. Нестеренко легко поступил на 1-й курс Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, сдав на "отлично" и специальность, и музыкальные дисциплины. В. М. Луканин, как и обещал, взял его в свой класс.

В октябре 1963 года, только что став студентом 4-го курса, Е. Нестеренко попробовал свои силы в Малом театре оперы и балета. Он начал с маленьких ролей. Его первое выступление состоялось 16 ноября 1963 года в роли генерала Ермолова в опере С. Прокофьева «Война и мир». При этом певец продолжал заниматься у Луканина, проходя с ним каждую новую роль, каждую концертную программу. И затем, в течение 2 лет после получения диплома Е. Нестеренко имел счастливую возможность время от времени посещать класс своего профессора, чтобы контролировать вокальную технику и пропевать для него новые партии.

В 1970 году молодой вокалист был удостоен 1-й премии и золотой медали на IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. "Евгений Нестеренко пленил всех ровностью и благородством звука, музыкальностью, настоящим художественным вкусом", — писал о его выступлении на этом труднейшем музыкальном состязании великий С.Я. Лемешев. Эта победа открыла артисту путь на сцену прославленного Государственного академического Большого театра.

Евгений Нестеренко работал с крупнейшими отечественными и зарубежными дирижерами: Р.Б. Баршаем, В.А. Гергиевым, Д. Г. Китаенко, К.П. Кондрашиным, Г.Н. Рождественским, Е.Ф. Светлановым, В.И. Федосеевым, В.А. Чернушенко, А.А. Юрловым, К. Аббадо,  Р. Мути, и другими…

Наряду с концертной деятельностью музыкант много сил стал отдавал педагогике. Начинал он как вокальный педагог Ленинградской консерватории (1967—1971), затем были Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (1972—1974), Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского (1975 — 1993, профессор - с 1981), Венская музыкальная академия (1993-2003). В ноябре 2013 года ему было присвоено звание почетного профессора Московской консеватории.

Е. Нестеренко является автором свыше 200 печатных трудов — книг, статей. Особенно следует выделить его статьи о М.П. Мусоргском.