Ирина Архипова

Амплуа: 
вокал
меццо-сопрано
Стиль: 
классика
Страна: 
Россия

Ирина Константиновна Архипова — советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии,  и Государственной премии Российской Федерации, Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Архипова — выдающаяся певица 20 века. Ее голос, мощный, богатый оттенками, ровный во всех регистрах, обладающий магической силой воздействия на слушателя, в сочетании с природной музыкальностью и актерским мастерством превращало каждую работу певицы в подлинное событие музыкальной жизни.

В музыке Архипову всегда интересовали задачи особой исполнительской сложности. Явлением в камерном искусстве стала ее трактовка романсов Римского-Корсакова и Танеева, а также цикла произведений Свиридова, работа над которым проходила в содружестве с композитором. Свиридов считал Архипову артисткой не только большого чувства, но и тонкого интеллекта.

Путь Архиповой в большое искусство оказался трудным и долгим. Хотя природа и наделила ее великолепным голосом, в течение нескольких десятилетий она не могла стать профессиональной певицей.

Уже будучи дипломированным архитектором, летом 1946 года после долгих колебаний Архипова подала заявление в консерваторию. После окончания консерватории она работала в Свердловском оперном театре. Первое международное признание молодая певица получила в Варшаве, став лауреатом конкурса вокалистов. Вернувшись оттуда, Архипова дебютировала в классической партии для меццо-сопрано в опере «Кармен». Именно эта партия стала поворотной точкой в ее биографии.

В 1959 году Архипова выступала вместе со всемирно известным Марио Дель Монако, приглашенным в Москву для исполнения роли Хозе. После спектакля выдающийся итальянский певец пригласил ее участвовать в постановках «Кармен» в Неаполе и Риме. Она стала первой русской певицей, вошедшей в зарубежные оперные труппы.

«Ирина Архипова, — говорил ее итальянский коллега, — именно такая Кармен, какой я вижу этот образ, яркая, сильная, цельная, далекая от какого-либо налета вульгарности и пошлости, человечная. У Ирины Архиповой есть и темперамент, и тонкая сценическая интуиция, и обаятельная внешность, и, конечно, отличный голос — меццо-сопрано широкого диапазона, которым она в совершенстве владеет. Она — замечательная партнерша. Ее содержательная, эмоциональная актерская игра, ее правдивая, выразительная передача всей глубины образа Кармен давали мне как исполнителю роли Хозе все, что было нужно для жизни моего героя на сцене. Она — по-настоящему большая актриса. Психологическая правда поведения и чувств ее героини, органически соединенная с музыкой и пением, проходя через ее индивидуальность, заполняет все ее существо».

В сезоне 1959/60 года вместе с Марио Дель Монако Архипова выступает в Неаполе, Риме и других городах. Прессу переполняют восторженные отзывы:

 «Об исполнительницах главной роли в изумительной опере Бизе у нас много восторженных воспоминаний, но, послушав последнюю Кармен, мы с уверенностью можем сказать, что ни одна из них не вызывала такого восхищения, как Архипова. Ее трактовка для нас, у кого опера в крови, показалась совершенно новой. Исключительно верную русскую Кармен в итальянской постановке, признаться, мы не ожидали увидеть. Ирина Архипова во вчерашнем спектакле открыла новые исполнительские горизонты для персонажа Мериме — Бизе» (испанская газета «Иль Паэзе» от 15 января 1961).

Стилистическая и эмоциональная многогранность, свойственная искусству Архиповой, необыкновенно впечатляет. На сцене Большого театра она спела фактически весь репертуар, предназначенный для меццо-сопрано:  Марфу в «Хованщине», Марину Мнишек в «Борисе Годунове», Любаву в «Садко», Любашу в «Царской невесте», Любовь в «Мазепе», Кармен в опере Бизе, Азучену в «Трубадуре», Эболи в «Доне Карлосе».

В 1966 году она была приглашена в жюри Конкурса имени П. И. Чайковского, а с 1967 являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени М. И. Глинки. С тех пор она входила в состав жюри многих престижных конкурсов мирового значения, в том числе: «Вердиевские голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. С 1974 года (за исключением 1994 года) являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение».

Значение Ирины Архиповой не исчерпывается ее совершенным пением. Она была прекрасным педагогом и талантливым организатором, воспитавшим и давшим путевку в жизнь многим современным русским певцам. Многие из наших соотечественников, блистающих сегодня на мировых сценах, включая самые громкие имена (Хворостовский, Бородина, Гулегина, Нетребко и др.), прошли через руки Архиповой – именно она на конкурсах Глинки или Чайковского, жюри которых возглавляла много лет, отметила, поддержала молодые дарования, выросшие затем в больших артистов. Она была неустанна в поиске новых талантов и поддержке молодежи – надежды русской музыкальной культуры, для чего создала собственный фонд, который за почти двадцать лет своего существования дал огромное количество самых разнообразных концертов, представляя публике новые имена.

Завершая свою книгу в 1996 году, Ирина Константиновна писала:

«Сама удивляюсь, как при всей своей прямо-таки сумасшедшей загруженности педагогическими, организационными, общественными и другими «невокальными» делами я еще и продолжаю петь. Совсем как по тому анекдоту про портного, которого избрали царем, а он не хочет бросать свое ремесло и еще немножечко шьет по ночам…»

Архипова объединяла людей. Не зря, в конце 1980-х, когда все рушилось в нашей стране, именно она возглавила Международный союз музыкальных деятелей, всемерно сохраняя, укрепляя и развивая творческие контакты на просторах бывшего СССР. Продвижение молодых талантов и просветительство было основным смыслом жизни Архиповой в последние десятилетия, и на этом поприще ей удалось сделать очень и очень много, что говорит о ней не только как о выдающейся артистке, но и как о незаурядной личности и гражданине, патриоте своей страны.

В исполнении Ирины Архиповой вы можете предложить ученикам прослушать фрагменты из опер, в которых певица с успехом выступила в главных ролях:

  • «Кармен» Ж. Бизе — Кармен
  • «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова — Любаша
  • «Аида» Дж. Верди — Амнерис
  •  «Борис Годунов» М.П. Мусоргского — Марина Мнишек
  •  «Хованщина» М.П. Мусоргского — Марфа
  • «Садко» Н.А. Римского-Корсакова — Любава
  •  «Пиковая дама» П.И. Чайковского — Графиня

Литература и источники:

  • Архипова И. К. Из серии «Мой XX век» // Музыка жизни. — М.: Вагриус, 1997.
  • Aудиозаписи певицы на сайте Фонда Ирины Архиповой >>
  • Биография Ирины Архиповой  >>