Сергей Лемешев

Амплуа: 
вокал
тенор
Стиль: 
классика
Страна: 
Россия

Советский оперный певец (лирический тенор) и оперный режиссёр, педагог, Народный артист СССР.

Лемешев – подлинный кумир нескольких поколений – говорил о нелегком начале своего профессионального пути:  «Я считал, что учиться пению просто и приятно, а это оказалось столь мудрено, что и осилить-то почти невозможно. Я никак не мог понять, как надо петь правильно! То упускал дыхание и напрягал мышцы горла, то мне начинал мешать язык. И все же я был влюблен в свою будущую профессию певца, которая казалась мне лучшей на свете».

 «После занятий в консерватории, — пишет Лемешев, — я был принят в студию Станиславского. Под непосредственным руководством великого мастера русской сцены я приступил к изучению своей первой роли — Ленского. Нужно ли говорить о том, что в той подлинно творческой атмосфере, которая окружала Константина Сергеевича, вернее, которую он сам создавал, ни у кого не могла родиться мысль о подражании, о механическом копировании чужого образа. Полные юношеского горения, напутствуемые указаниями Станиславского, поощряемые его дружеским вниманием и заботой, мы начали изучение клавира Чайковского и романа Пушкина. Конечно, всю пушкинскую характеристику Ленского, как, впрочем, и весь роман, я знал наизусть и, мысленно твердя его, непрестанно вызывал в своем представлении, в своих чувствах ощущение образа юного поэта».

Именно партия Ленского принесла Лемешеву известность и зрительскую любовь. Эту роль он исполнил 500 раз, в том числе и в день своего 70-летия. «Ленский целиком заполнил мою жизнь, — говорил артист. — Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества».

Роль Ленского в самом деле удивительно соответствовала всему поэтичному облику нашего прославленного тенора. Тут его вокальное и сценическое обаяние, проникновенная искренность, безыскусная ясность безраздельно покоряли аудиторию.

Певица Людмила Зыкина вспоминала об этом так: «В сознание людей моего поколения Сергей Яковлевич вошел, прежде всего, неповторимым по своей задушевности и чистоте образом Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Его Ленский — натура открытая и искренняя, вобравшая в себя характерные черты русского национального характера. Эта роль стала содержанием всей его творческой жизни, прозвучав величественным апофеозом на недавнем юбилее певца в Большом театре, который многие годы рукоплескал его триумфам».

В Большом театре певец нередко выступал на сцене, когда за пультом стоял Борис Эммануилович Хайкин. Вот что говорил дирижер о своем партнере: «Я встречался и выступал со многими выдающимися артистами разных поколений. Но среди них есть только один, которого я особенно люблю, — и не только как товарища по искусству, но, прежде всего, как артиста, озаряющего счастьем! Это Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы, — все это несет печать мудрой простоты и непосредственности, проникая вам в сердце, задевая сокровеннейшие струны. Где бы ни появилась афиша, извещающая о концерте Лемешева, заведомо известно, что зал будет переполнен и наэлектризован! И так на протяжении пятидесяти лет. Когда мы с ним выступали вместе, я, стоя за дирижерским пультом, не мог отказать себе в удовольствии украдкой посмотреть в боковые ложи, доступные моему взгляду. И я видел, как под воздействием высокого артистического вдохновения одушевлялись лица слушателей».

За двадцать пять лет на сцене Большого театра Лемешев спел немало партий в произведениях русской и западноевропейской классики. Как стремились любители музыки попасть на спектакль, когда он пел Герцога в «Риголетто», Альфреда в «Травиате», Рудольфа в «Богеме», Ромео в «Ромео и Джульетте», Фауста, Вертера, а также Берендея в «Снегурочке», Левко в «Майской ночи», Владимира Игоревича в «Князе Игоре» и Альмавиву в «Севильском цирюльнике»...

Лемешев был одарен голосом редкой красоты и обаяния,  неповторимого тембра. Но лишь на этом фундаменте он вряд ли достиг бы столь заметных высот. Он, прежде всего, художественная личность. В этом смысле характерно такое его высказывание: «Выйдет на сцену человек, и думаешь ах, какой чудный голос! Но вот он спел два-три романса, и становится скучно! Почему? - Да потому что нет в нем внутреннего света, сам человек неинтересен, неталантлив, а только бог вложил ему голос. А бывает наоборот – голос у артиста вроде бы и посредственный, но вот он что-то такое произнес по-особому, по-своему, и знакомый романс вдруг засверкал, заискрился новыми интонациями. Такого певца слушаешь с удовольствием, потому что ему есть что сказать. Это главное». - Надо ли говорить, что в искусстве самого Лемешева счастливо сочетались блестящие вокальные возможности и глубокая содержательность творческой натуры.

С замечательным оперным певцом слушатели регулярно встречались и в концертных залах. Программы его отличались разнообразием, но чаще всего обращался он к русской классике, находя и открывая в ней неизведанные красоты.

Лемешев был единственным, кто в цикле из пяти концертов исполнил абсолютно все романсы Петра Ильича Чайковского, открыв для публики удивительный мир камерного творчества великого русского композитора (помимо романсов М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова и других).

Сетуя на определенную ограниченность театрального репертуара, артист подчеркивал, что на концертной эстраде он сам себе хозяин и поэтому может выбирать репертуар исключительно по собственному усмотрению. «Никогда не брал то, что превышало мои возможности. Кстати, концерты помогали мне в оперной работе. Сто романсов Чайковского, которые я спел в цикле из пяти концертов, стали трамплином к моему Ромео — очень сложной партии». Наконец, очень часто пел Лемешев русские народные песни. И как пел — задушевно, трогательно, с истинно национальным размахом. Сердечность — вот что в первую очередь отличало артиста, когда он исполнял народные мелодии.

Выступал он и как эстрадный певец, исполняя лучшие песни М.И. Блантера, Т.Н. Хренникова, Б.А. Мокроусова, А.Г. Новикова, Н.В. Богословского. И даже снялся в 1939 году в кинофильме на популярную в советское время тему «таланта из народа».  Это была картина Александра Ивановского и Герберта Раппапорта "Музыкальная история", где знаменитый тенор исполнил роль шофера Пети Говоркова, который по сюжету становится оперным певцом. За работу в "Музыкальной истории" Сергей Лемешев был удостоен Сталинской премии II степени.

Пробовал он свои силы и в режиссуре. В качестве оперного режиссёра Лемешев дебютировал постановкой оперы «Травиата» на сцене Ленинградского малого оперного театра, а через несколько лет выступил в Большом театре как режиссёр-постановщик оперы «Вертер» Ж. Массне.

Многие годы Сергей Яковлевич руководил кафедрой оперной подготовки и кафедрой сольного пения в Московской консерватории. Вёл циклы передач на Всесоюзном радио.

В исполнении Сергея Лемешева вы можете предложить ученикам прослушать фрагменты из опер, в которых певец с успехом выступил в главных ролях:

  • П.И. Чайковский. «Евгений Онегин». Ленский.
  • Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка». Царь Берендей.
  • Н.А. Римский-Корсаков «Золотой петушок». Звездочет.
  • Н.А. Римский-Корсаков «Садко». Индийский гость.
  • Ш. Гуно «Ромео и Джульетта». Ромео.
  • Д. Пуччини «Богема». Рудольф.
  • М. И. Глинка «Руслан и Людмила». Баян
  • Д. Верди «Травиата». Альфред Жермон
  • Д. Верди «Риголетто». Герцог
  • Д. Россини «Севильский цирюльник». Альмавива.
  • …а также все романсы Петра Ильича Чайковского

 

Литература и источники:

  • Лемешев С.Я. «Путь к искусству»  - М., 1974.
  • Кудрявцева-Лемешева В. Н. Рядом с С. Я. Лемешевым. — М.: Музыка, 2002