Юрий Темирканов

Амплуа: 
дирижер
Стиль: 
классика
Страна: 
Россия

Ю́рий Темирка́нов — советский и российский симфонический дирижёр, педагог. Народный артист СССР. Лауреат двух Государственных премий СССР. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

На западе его давно называют «русским Тосканини» и охотно приглашают на гастроли. Как сказал о нем поэт Андрей Вознесенский: Темирканов - «термоядерный дирижер».

 «Если бы я не стал музыкантом, то сделался бы художником», - заметил однажды Юрий Хатуевич. В детстве он хорошо рисовал, и до сих пор иногда с удовольствием просматривает старые рисунки, любит запах масляных красок. От детских увлечений рисованием осталась не только любовь к живописи, но, по-видимому, и особый, свойственный именно художникам взгляд на мир. Говорят, что Темирканов умеет видеть ту музыку, которой он дирижирует. Может быть, именно поэтому в молодости ему хотелось ставить оперы, – примерно десять лет он был дирижером и художественным руководителем Мариинского театра. Именно благодаря Темирканову театр вышел на мировую арену.

Почти 20 лет Темирканов возглавляет академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. А еще в его творческой биографии – Лондонский Королевский филармонический оркестр, Дрезденский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Датского радио, Балтиморский симфонический оркестр…

 «Дирижирование Юрия Темирканова похоже на волшебное погружение в мир, который был бы для нас уже потерян, если бы не великий дирижер, один из последних титанов прошлого века» (“Le Monde”, Париж, 2012). Маэстро признан одним из первых лиц мировой дирижерской элиты: «Говоря о ныне здравствующих исполнителях: если Аббадо – это класс, Баренбойм – это харизма, а Хайтинк – индивидуальность, то Темирканов – это гениальность, непредсказуемость и блеск» (“Corriere della Sera”, 2009).

Всемирно известные коллективы приглашают музыканта к сотрудничеству уже более трех десятилетий. «Как удается Темирканову каждый раз сотворять чудо в своих интерпретациях? – загадка. Гениальность – по ту сторону великолепного звука, бьющего ключом из любого оркестра, каким бы он ни дирижировал, но особенно, когда он выступает со своими петербуржцами», – отмечала в 2010 году итальянская критика.

С именем Темирканова связано начало возрождения Мариинского (Кировского) театра. В 1976–1988 годах музыкант являлся его художественным руководителем и главным дирижером. За это время в репертуар вошли такие спектакли-шедевры, как «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского (в постановке Темирканова они идут в театре и сегодня), «Война и мир» Прокофьева, «Петр I» Петрова, «Мертвые души» Щедрина. Труппа начала активно гастролировать (США, Япония, страны Европы), снова были введены в практику симфонические концерты с оркестром театра, в том числе за рубежом.

Интенсивное сотрудничество дирижера со всемирно известными коллективами также имеет солидный стаж. Еще в 1978 году Темирканов начал работать с Лондонским королевским филармоническим оркестром, став в 1992-м его главным дирижером. С 1992 по 1997 год музыкант являлся также главным приглашенным дирижером Дрезденского филармонического оркестра. В 1998 году на смену Лондонскому королевскому пришел Национальный симфонический оркестр Датского радио (главный приглашенный дирижер), в течение шести сезонов, начиная с 2000 года, Темирканов был главным дирижером Балтиморского симфонического оркестра.

Но по признанию Темирканова его домом был и остается Петербург, где начиналось восхождение артиста к вершинам дирижерского Олимпа.

Быть дирижером оркестра… это то же самое, что быть священником… Гениальная музыка должна возвышать человека над обыденной жизнью… Подобно тому, как врач лечит тело, музыка должна исцелять душу» (Ю.Темирканов).

Из отзывов прессы:

«Семидесятичетырехлетний маэстро считается одним из величайших ныне здравствующих дирижеров, со своим потрясающим оркестром Санкт-Петербургской филармонии он способен воспламенить любую аудиторию на планете».

“Corriere della Sera”, Милан, 2012

Придется надолго задуматься, прежде чем удастся вспомнить столь же захватывающее исполнение Десятой симфонии Шостаковича. Уже одно то, что Темирканов, дирижируя, как обычно, без палочки, почти минимальными движениями добивался сдвигов темпа, достигал нагнетания, формировал переходы, было событием. Должно брать с него пример не только более молодым коллегам, которых любят называть “восходящими звездами”, но и каждому, стоящему перед оркестром».

“Die Presse”, Вена, 2012

«Видеть и слушать дирижера оркестра, от сдержанных движений которого веет такой силой, это – настоящее зрелище».

“El Pais”, Мадрид, 2013

«Темирканов и его филармонический оркестр образуют идеальный симбиоз, который был продемонстрирован уже в первый вечер их гастролей в Вене».

“Die Presse”, Вена, 2012

«Юрий Темирканов обладает харизмой в избытке. Она может быть очень тонкой, особенно при отсутствии улыбки до конца концерта, но она точно у него есть – даже в его манере выхода на сцену. Есть она и в манере дирижирования. Сейчас многие не пользуются дирижерской палочкой, но никто не пользуется своими руками столь завораживающе, почти по-балетному, как это делает Темирканов… Когда музыка творится настоящей личностью, харизматичной персоной, когда музыка трогает тебя до глубины души – твоя жизнь меняется. Не только на этот момент – навсегда».

“The Baltimore Sun”, Балтимор, 2011

Литература и источники:

  • В. Козлов "Ю. Темирканов. Творческий портрет". — Москва, 1988.
  • Д. Хагарова "Юрий Темирканов. Монолог". — Санкт-Петербург: ИТД "Скифия", 2014.
  • Информация на сайте Санкт-Петербургской филармонии >>
  • Информация на сайте Большого театра >>