Бородин Александр Порфирьевич

Страна: 
Россия
Годы жизни: 
1833-1887
Стиль: 
русская классика

Я по натуре симфонист и лирик
А.П.Бородин

Александр Порфирьевич Бородин – одна из самых разносторонних и ярких личностей в мировой культуре. Выдающийся ученый-химик, педагог и просветитель, общественный деятель, гениальный композитор, поэт и драматург.

В историю мировой музыкальной культуры Бородин вошел, прежде всего, как гениальный композитор, автор оперы «Князь Игорь» и «Богатырской симфонии», основатель эпического направления в русской музыке.

Первым его серьёзным признанием на этом поприще было приглашение войти в состав «Могучей кучки», объединения музыкантов (Милий Балакирев, Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков), сыгравшего значительную роль в становлении русской классической музыкальной традиции. Бородину появление в составе «Могучей кучки» позволило выйти на тот уровень профессионализма, благодаря которому его дар воплотился в созданные им музыкальные шедевры.

Б.Асафьев писал: "Эпическое спокойствие, плавность, простор, ширь и величие при колоссальном размахе творческой силы — наиболее характерная черта бородинской музыки. Зато, когда в моменты драматического напряжения эта мощная полнозвучная музыка начинает медленно раскачиваться и приходить в состояние возбуждения — ею овладевает стихийный порыв, в ней пробуждаются энергия и страстность. Но всегда и всюду в этой музыке звучит плавная и сочная мелодия. Линии ее округлые, стройные, мягко рельефные, красиво всплывают друг за другом, особенно в медленных и спокойных движениях бородинских Adagio. Лирике Бородина присущи глинкинская ясность, мужественная нежность и светлые тона. Даже в те моменты, когда ею овладевает знойная страстность, мелодический рисунок не лишается ни завершенности, ни мерности, ни пластичности. ... Зла нет. Всякая борьба — нечто преходящее и не нарушающее конечного равновесия. .... Жизнь — велика, необъятна, радостна и солнечна".

Через все его творчество проходит идея осознания духовной мощи русского народа. Русское богатырское, эпическое и есть в первую очередь "бородинское" в музыке. Именно Бородину выдающийся искусствовед Владимир Стасов, хорошо понимавший основные мотивы его творчества как композитора, предложил идею написания оперы по сюжету такого произведения, как «Слово о полку Игореве». Замысел оперы как нельзя лучше отвечал особенностям его творчества, склонности к былинно-эпическим образам. Композитор увлекся сюжетом, но тщательная работа над оперой требовала много времени, а Александр Бородин ещё занимался химическими исследованиями, работал в общественно-научных организациях.

Опера «Князь Игорь», которую он писал 18 лет, не была закончена. И только благодаря его друзьям, хорошо знавшим готовившийся музыкальный материал и тщательно разобравшим его черновые записи, удалось её завершить. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров мирового оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Н.А.Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Его вершиной считается написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина.

Композитор первым ввёл в жанр романса образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Редкое сочетание научного и художественного мышления обусловили необычайную цельность натуры Бородина, и это качество в соединении с присущими ему стойкостью в убеждениях, доброжелательностью и личным обаянием неудержимо притягивало к нему людей, особенно учащуюся молодежь.

О жизни и деятельности этого удивительного человека написано немало книг, изданы его письма, музыкальные произведения, составлены списки научных работ.

Литература:

  1. Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи (с предисловием и биографическим очерком В. В. Стасова), СПб., 1889.
  2. Асафьев Б.В. Избранные труды в 5 т. - М., 1952-1957.
  3. Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин. (1833—1887). — М., Музыка, 1987.
  4. Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин: Жизнь, деятельность, муз. творчество. М.-Л.: Музыка, 1965.
  5. Хубов Г., А. П. Бородин, М., 1933.
Что рассказать из биографии
Химия - увлечение на всю жизнь

В 13 лет Бородин страстно увлекся химией. Чуть ли не вся квартира была заставлена химической посудой и приборами, различными приспособлениями для опытов, банками с растворами. Самостоятельно мальчик проводил всевозможные эксперименты, устраивал химические фокусы, научился делать акварельные краски, изготовлял самодельные фейерверки, пугая домашних, которые боялись, как бы он не сжег весь дом.

В неполных 16 лет (в 1850 году) он поступил в Медико-Хирургическую академию, где, конечно же, более всего стал заниматься химией. Уже на 3 курсе он обратился к знаменитому в то время профессору Зинину  с просьбой заниматься в лаборатории. Но Зинин встретил его насмешками. Не мудрено, - ведь еще никто из студентов его возраста этого не делал! Но скоро профессор убедился в том, что его недоверие было напрасным. Бородин быстро пошел вперед и Зинин сделался самым ревностным его покровителем и наставником. Однажды он даже сказал во всеуслышание в аудитории:

- Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами - на Вас я возлагаю все свои надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а Вы все думаете о музыке и двух зайцах....

Столь же высокого мнения был о нем и великий Менделеев, с которым Бородин был тесно знаком: "Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще более пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии"

И ведь действительно, Бородин считается одним из основателей органической химии - науки, без достижений которой просто немыслима современная жизнь.

Будучи автором более 40 научных работ, он, в шутку, очень гордился еще одним своим изобретением. Когда композитор  заканчивал писать какую-нибудь партитуру, то для предохранения карандашной записи от стирания, он покрывал страницу нотного текста желатином или яичным белком. Затем это все развешивалось для просушки - как белье на веревках  по всей квартире: от рояля к двери, от двери к окну, от окна - к лампе....

Несомненный музыкальный талант

Когда Бородину было 8 лет, они жили недалеко от Семеновского плаца. Там иногда играла военная музыка и Саша непременно отправлялся ее слушать. Он перезнакомился с солдатами, рассматривал их инструменты, следил, как на каждом из них играют. А дома он садился к фортепиано и по слуху наигрывал то, что слышал. Видя такую его любовь к музыке и несомненную к ней способность, мать устроила для него уроки игры на флейте; солдатик из военного оркестра приходил его учить по полтиннику за урок.

Уроки фортепиано он стал брать с 13 лет, и вместе со своим другом - Мишей Щиглевым, переиграл в 4 руки все симфонии Бетховена, Гайдна произведения Мендельсона. Они вместе посещали концерты, участвовали в любительском исполнении камерных ансамблей, для чего Бородин самоучкой овладел еще одним инструментом - виолончелью.

М.Щиглев потом вспоминал: «Мы не упускали никакого случая поиграть трио или квартет где бы то ни было, и с кем бы то ни было. Ни непогода, ни дождь, ни слякоть — ничто нас не удерживало; и я со скрипкой под мышкой, а Бородин с виолончелью в байковом мешке на спине делали иногда громадные концы пешком, например, с Выборгской в Коломну, так как денег у нас не было ни гроша».

Женою Александра Бородина стала известная московская пианистка Екатерина Сергеевна Протопопова. Перед свадьбой молодые люди  в 1862 году были в Италии. Они вместе ходили в театры и музеи, бывали на народных гуляниях. Нередко слушали на улицах итальянские народные песни и сами пели в импровизированных хориках и ансамблях. Бородин играл на виолончели в оркестре городского театра, а вместе с невестой Екатериной - и на громадном органе в местном соборе.

Завели они знакомства в профессиональной среде и, в частности, бывали у директора местной музыкальной школы - старого скрипача Менокки. По воспоминаниям жены Бородина "это был любезный человек, но музыкант не особенный. Помню, как-то при нем Александр... в какой-нибудь час, не более, набросал фугу. Нужно было видеть, в какое удивление он тем поверг почтенного профессора. По его мнению, выходило, что фугу невозможно написать так быстро. С тех пор Менокки стал смотреть на Александра Порфирьевича как на какое-то музыкальное чудо."

"Основатель, охранитель, поборник Женских врачебных курсов..."

Среди современных медиков - много женщин. Но так было далеко не всегда. Всего 150 лет назад получить медицинское образование могли лишь мужчины. И Александр Порфирьевич Бородин был в числе тех энтузиастов, которые смогли изменить ситуацию. Именно он был одним из основателей высших Женских медицинских курсов. Начиная с 1872 года, он читал там лекции по химии. И затем в течение 15 лет он никогда не переставал заботиться о поддержке и процветании этого учебного заведения.

И, конечно, их закрытие в 1887 году Бородин воспринял как глубокое личное потрясение. Тяжелые переживания, связанные с этим событием, несомненно, приблизили его скоропостижную смерть. Все его поклонники, очень многочисленные, вся медицинская академия, все женщины-врачи десяти выпусков, находившиеся в Петербурге, провожали его в последний путь. Молодежь несла его гроб на руках до самой могилы.

Полезные ссылки
  1. Биография А.П.Бородина на википедии
  2. Радиопередача о жизни и творчестве А.П.Бородина
  3. 3-х томное собрание сочинений М. Ильина в открытом доступе, в том числе монография из серии ЖЗЛ об А.П. Бородине
  4. Документальный фильм о жизни и творчестве А.П.Бородина >>
Материал по теме: 

Князь Игорь

Опера А.П.Бородина

для 4-6 кл.

В Средней Азии

Симфоническая картина А.П.Бородина

для 4-6 кл.