Георгий Васильевич Свиридов

Страна: 
Россия
Годы жизни: 
1915-1998

Педагогическая емкость произведений этого композитора поистине беспредельна, будь то пьесы, написанные специально для детей  ("Парень с гармошкой", "Колдун" и другие из «Альбома для детей»), или сочинения, в которых, казалось бы,  предполагается иной адресат (Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина "Метель", музыка к кинофильму "Время, вперед!" и др.).

Музыка Свиридова звучит на уроках часто, в различных темах: "Интонация", "Что такое музыкальная речь", "Музыкальный образ", "Музыка и литература", "Можем ли мы увидеть музыку" и т.д., -  в разных контекстах и драматургических ситуациях урока. И всегда она оказывается к месту, каждый раз открывая перед детьми все новые и новые свои грани.

Многие из нас, педагогов, говоря о музыке Георгия Свиридова,  отмечают ее простоту и то, как легко отличить ее от музыки других композиторов. Однако, далеко не всегда ясно, что мы имеем ввиду:  лаконизм формы, скупость выразительных средств, легкость вокализации основных тем, метроритмическую уравновешенность?  В действительности простота эта кажущаяся. Выразительность музыки Свиридова выглядит неприхотливой не потому, что автор избегает композиторских изысков, столь свойственных музыке второй половины ХХ века. Она выразительна по сути своей, которая менее всего зависит от формы и элементов, навязанных композиторской модой. Уместно ли говорить о простоте "Маленького триптиха" – одного их немногих произведений Свиридова для симфонического оркестра? Музыка эта потрясает до глубины души. А то, что первая часть произведения построена целиком на сдержанных интонациях знаменного распева, не является доказательством ее простоты. Это симфоническая картина глобального масштаба. И глобальность эта не зависит от количества страниц партитуры. Как говорил о музыке Свиридова его учитель,  Дмитрий Шостакович: "Нот мало, а музыки много".

Во многих своих произведениях Свиридов повествует о проблемах трагических, но в отличие от многих художников 20-го века он предельно сдержан и благороден. Эмоциональная несдержанность для него неприемлема. Подтверждение этого мы находим в его "Записных книжках": "Под трагизмом часто подразумевается мелодраматическая истерика, а глубокие страдания человеческой души подменяются животным визгом".

Музыке Свиридова присуще душевное и духовное богатство при предельной сдержанности эмоций. Она легко находит дорогу к сердцу любого слушателя, вне зависимости от возраста, профессии, страны проживания. И в то же время она глубоко национальна, интонационно связана кровными узами с русской музыкой, народной и классической, при том, что композитор практически не прибегает к цитированию.  Просто он мыслил и писал по-русски, в самом полном смысле этого слова. И был, безусловно, новатором.  По словам Д. Шостаковича, он «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства". Это сочетание безусловной принадлежности к русскому национальному стилю и новаторства позволяет называть его, с полным основанием, самым русским композитором 20-го века.

Для музыки прошлого века характерна полистилистика. Мы сталкиваемся здесь с необыкновенным разнообразием течений, направлений, школ. Свиридов – ученик Шостаковича. Но значит ли это, что он принадлежит "школе Шостаковича"? В ранних его сочинениях, безусловно, чувствуется влияние учителя, которое он долгое время мучительно преодолевает. В 1956 году Свиридов пишет «Поэму памяти Сергея Есенина» на его стихи, в которой, по существу, он окончательно обретает собственную Тему и с которой начинается в отечественной музыке эпоха Свиридова. В этом произведении сформулированы основные признаки его индивидуального стиля, именуемого "новым традиционализмом".

Стилистически музыка Георгия Свиридова абсолютно самостоятельна, не похожа на произведения других композиторов-современников. Более близка она, пожалуй, музыке М.П.Мусоргского по скупости выразительных средств, по сути, а не по форме. Ей чужда прихотливая изысканность, показное "новаторство", желание удивить и озадачить слушателя. Однако, говорить о том, что музыка Свиридова легка для понимания, значит упрощать ее. Она требует работы мысли, а более всего, души. 

Содержательность и стилистическая самостоятельность соединяются в творчестве  Свиридова с "виртуозно неблестящей" (выражение Б.В.Асафьева) простотой, являющейся результатом строжайшего отбора и максимальной экономии выразительных средств. В свое время, характеризуя стиль "венских классиков", Б.В.Асафьев писал, что для их творческого почерка характерны "четкость контуров и легкость конструкции". Это в значительной степени можно отнести к стилю оркестрового письма Свиридова. Его оркестр звучит ярко, насыщенно и в то же время удивительно прозрачно.

Мировую славу Свиридову принесли хоровые циклы: "Декабристы" на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория" на слова  В. Маяковского, "Пять песен о России" на слова А. Блока и др. В 1959 году Свиридов создает «Патетическую ораторию» на стихи В. Маяковского для солиста, хора и оркестра. Стихи В. Маяковского, как известно, исключительно трудны для музыкального воплощения, и, пожалуй, только Свиридову удалось успешно решить эту задачу.
Особое место в отечественной музыкальной классике 20-го века занимает его музыка к кинофильму «Время вперед!" Так точно передать дух нового времени, его энтузиазм и экспрессию не удавалось более никому. Исключением является, пожалуй, только  Первый концерт для фортепиано с оркестром С.С.Прокофьева.

Георгий Свиридов когда-то заметил: "Эпоха, прожитая нами, мало имеет равных в истории по величине и размаху событий. ХХ век принес с собой в мир много грохота, смятения, подавляющих сознание впечатлений. Музыка ХХ века наполнилась необыкновенным напряжением, тревогой за жизнь, за судьбу человека. Но ХХ век принес и другое: небывалую силу и величие духа, новое понятие о нравственных ценностях, неистребимое в человеке желание добра и света, он вернул нас к категориям вечным".

В годы зрелого творчества композитор все чаще обращается к народной музыке. В 60-е годы Свиридов заинтересовался сборником народных песен, основанном на фольклорных записях, сделанных в Курской области. Основой для цикла "Курские песни" послужили народные песни, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. Но Свиридова не удовлетворяют нотная и текстовая записи материала, он обращается к магнитофонной записи и приходит к однозначному выводу. «Здесь все, что нужно! — с удивлением восклицает он.— Композитору делать почти нечего... Но нужно познакомить с песнями Курской области как можно больше людей. Ввести эту музыку в нашу постоянную концертную жизнь!»

Глубокое понимание природы народной песни помогло композитору найти особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.

Следующим очень важным этапом в творчестве Свиридова стал Концерт для хора, написанный к 180-летнему юбилею со дня рождения А. Пушкина.

В 1974 году Свиридов написал музыку к фильму В. Басова "Метель". Возможно, неудовлетворенный воплощением на экране пушкинской повести, он никогда уже не называет ее так. Он называет ее: "Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина "Метель" и, по существу, становится создателем совершенно нового музыкального жанра.  Музыка сюиты необычайно выразительна. В ней явственно звучат пушкинские слова, воплощенные  Свиридовым в музыкальных звуках. Все в ней удивительно просто, удивительно точно, узнаваемо и полно открытий.  Может быть, самой популярной ее частью является «Романс», в каждом звуке которого слышны интонации стихов Пушкина, Жуковского, Баратынского. О каждой части этого шедевра можно говорить часами.  К примеру, обрамляющие сюиту "Тройка" и "Зимняя дорога", являющиеся, по сути, единым произведением, поражают своей точностью, достоверностью, своим поэтическим, образным соответствием пушкинским строкам:

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска ...

Большинство произведений Г. Свиридова являются литературно-музыкальными. Выбор авторов широк и разнообразен. Для композитора важна не эпоха, в которую жил автор выбранных им стихотворений, а уровень его поэзии и духовное родство. И Свиридов неизменно остается на этом высоком уровне. Его музыка делает поэтическое слово еще более выразительным, еще более устремленным к сердцу слушателя. Свиридов обладал потрясающим умением постигать самую суть поэтического слова. Когда мы слушаем романсы на стихи  Бернса, или Беранже, то ощущаем их национальный колорит, хотя, как это уже отмечалось по отношению к его произведениям на русскую тему, он никогда не прибегает к цитированию. Надо обладать высочайшим уровнем художественной культуры, чтобы так чувствовать поэзию.

Стихи многих известных поэтов стали песнями и романсами благодаря этому удивительному творцу. Пушкин,  Шекспир, Беранже, Некрасов, Тютчев, Соллогуб, Хлебников, Блок, Есенин – вот его поэты, его соавторы.

Главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Г. Свиридов слыл композитором, чьи вокальные произведения трудны для исполнения. Некоторые из них  десятилетиями ожидали своих исполнителей.  Но дождавшись, они звучали в исполнении певцов выдающихся, чье исполнение было конгениально перу их создателя. Имена их хорошо известны публике: Александр Ведерников, Евгений Нестеренко, Дмитрий Хворостовский. Определив исполнителя, Свиридов работал с ним не только как автор музыки, но и в значительной степени, как режиссер-постановщик, ибо его вокальные произведения удивительно сценичны, театральны. Это – миниспектакли, существующие на сцене по законам театральной драматургии. При этом сам композитор выступает в роли драматурга и режиссера. Такая позиция роднит его вокальные произведения с творчеством А.Даргомыжского и, более всего, М.Мусоргского.

Пожалуй, никто до Свиридова не делал столько для развития и обогащения вокальных жанров — оратории, кантаты, хора, романса... Это выдвигает Г. Свиридова в число ведущих композиторов не только в российском, но и мировом масштабах.

Краткая биографическая справка

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже Курской губернии в семье служащего. Отец его погиб на гражданской войне.

Тяга к музыке и склонность к ее сочинению проявлялась у будущего композитора еще в детстве. Когда мальчику было девять лет, к нему пригласили преподавателя фортепиано.  Позже семья переехала в Курск, где был неплохой оркестр народных инструментов.  Юный Свиридов осваивал в нем начала музыкальной грамоты, играя на балалайке.

С 1929 по 1932 год он учился игре на фортепьяно в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. 14-летний подросток на вступительных экзаменах в музыкальную школу исполнил на фортепиано марш собственного сочинения. Окончив школу, по совету Крутянского Свиридов в 1932 году, поступил в Ленинградский центральный музыкальный техникум, где занимался по классу фортепиано у Исайи  Браудо и классу композиции у Михаила Юдина. Произведения, написанные в этот период, быстро становятся известными. Вокальный цикл на стихи Пушкина (1935), состоящий из шести романсов: "Роняет лес багряный свой убор", "Зимняя дорога", "Няне", "Зимний вечер", "Предчувствие", "Подъезжая под  Ижоры" – представил слушателю удивительно  самостоятельного, своеобразного композитора, которому не было тогда и 20-ти лет. Затем последовали  вокальные циклы на стихи Лермонтова, Есенина, Исаакяна, Шекспира, Бернса. До сих пор у слушателей не возникает сомнений в творческой зрелости композитора, который к тому времени был студентом четвертого курса музыкального техникума.
Окончив  техникум в 1936 году, Свиридов поступил в консерваторию в класс композиции Петра Рязанова, а через полгода стал учеником  Дмитрия Шостаковича. В 1937 году Георгий Свиридов был принят в Союз композиторов СССР.      

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где учился по классу композиции сначала у Б. Рязанова, а затем у Д. Шостаковича. Целеустремленность, усидчивость и трудолюбие молодого студента обращали на себя внимание студентов и преподавателей. «Он не терпит никакого... безыдейного звукоискательства,— говорил о нем Д. Шостакович,— никогда не устает пробовать новые формы, творить новый музыкальный язык для выражения своих мыслей...» Влияние Шостаковича ощущается в некоторых инструментальных произведениях (фортепианное трио (1945), Соната для фортепиано (1944), 2 партиты для фортепиано (1947)). И от этого влияния он вынужден был мучительно избавляться долгие годы в поисках собственного языка, собственной темы в искусстве.

Консерваторию Свиридов закончил весной 1941 года. С началом Великой Отечественной войны он поступил в военное училище, откуда его демобилизовали в связи со слабым зрением.

До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.

Практически все рукописи Свиридова довоенного периода погибли во время блокады, среди них Концерт для фортепиано с оркестром и Симфония для струнного оркестра, с успехом исполнявшиеся перед войной в Ленинграде.

После окончания войны Г. Свиридов вернулся в Ленинград, где написал среди прочего «Четыре легкие пьесы для фортепиано для исполнения юными пианистами». В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962 году избран секретарём правления Союза. В 1963 году Георгию Свиридову было присвоено почётное звание народного артиста РСФСР, а в 1970 году —   народного артиста СССР. В 1965 году был награждён орденом Ленина. Свиридов — лауреат Ленинской премии (1960 за «Патетическую ораторию») и Государственной премии СССР (1946). В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушенной публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов»[ . В последние годы Георгий Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. После отпевания в храме Христа Спасителя 9 января состоялись похороны Г.Свиридова. Великий композитор похоронен на Новодевичьем кладбище.

Материал подготовлен С.Старобинским