Иоганн Себастьян Бах

Страна: 
Германия
Годы жизни: 
1685-1750
Стиль: 
барокко

Вся история европейской музыки – это воплощение идеи новаторства. Так было и до Баха, и после него. Начиная со средних веков музыка то и дело объявляла себя «Новой» («Ars nova» XIV века, «Le nuove musiche»  Джулио Каччини (1601 г.), оперная реформа  Глюка (середина XVIII века), и т.д. …).

И.С. Бах – ничего не реформировал и ничего нового не изобретал, он просто обобщил и довел до гениального совершенства всё то, что было накоплено до него.

Религиозная основа, сакральные правила композиции, идущие еще от григорианского хорала и контрапункта в эпоху барокко сохранялись в традиции духовной музыки. В этой сфере Бах создал  224 кантаты, 11 месс, 7 мотетов, 2 пассиона, 246 органных сочинений, около 200 хоральных обработок. Это целая энциклопедия музыкально-религиозного символизма, исчерпывающим образом демонстрирующая всё, что умели великие мастера канонической композиции начиная со школы Нотр-Дам (XIII век) и вплоть до баховских современников. В его органных, хоровых и клавирных фугах в системе свободного контрапункта воспроизводятся любые «чудеса техники» эпохи строго письма. Чуть не все прочие его сочинения снабжены строкой цифрованного генерал-баса. Он также как и французские клавесинисты писал танцевальные сюиты для клавира. Вслед за итальянскими мастерами он создавал инструментальные концерты и сонаты. При этом в глубине баховских произведений, под поверхностью точнейшим образом соблюдаемых норм письма своего времени, таятся идеи, которые последующая история европейской композиции сделала отправными точками очередных музыкальных революций

По материалам книги Т. Чередниченко «Музыка в истории культуры» Т. 2.

 

Обращаясь к изучению творчества И.С. Баха, необходимо накапливать музыкальный материал, прежде чем ввести термин «барокко» и определить соответствующие черты стиля, проводя аналогии с произведениями изобразительного искусства и архитектуры. Как всякое великое явление в искусстве, творчество И.С.Баха не укладывается в рамки стиля барокко, оно шире и многогранней. Тем не менее характерные барочные  черты проявляются достаточно ярко: и в воплощении теории аффектов, и в аллегоричности творчества, и в ораторском, проповедническом пафосе, и в широком использовании музыкальных риторических фигур. Высокая трагедийность творчества И.С. Баха, напряженность драматургического развития проявляется в характерных для барокко жанрах духовной музыки, особенно в пассионах, мессе си минор, а также в  создании гениальных сочинений в сфере инструментальной музыки, как органной и клавирной, так и оркестровой.

Ключом к постижению творчества И.С. Баха, может стать стихотворение О. Мандельштама «Бах», содержащее удивительные по глубине характеристики его музыки.

Разговор о стилистике Баха невозможен без осознания принципов полифонии. Таким образом, возникает необходимость введения понятия о складе как гомофонно-гармоническом, так и полифоническом. Тем более, что для Баха характерно единство полифонического и гомофонно-гармонического мышления. Для накопления соответствующих интонационных и фактурных представлений  необходимы регулярные слуховые тесты.

Важным этапом в освоении принципов создания полифонической фактуры является знакомство с фугой – основной формой и основным жанром полифонической музыки. Показывая экспозицию фуги, учащимся можно предложить следующее  рифмованное объяснение, которое они легко запоминают:

Тему предлагаем,
Друг за другом вступаем,
Друг друга догоняем,
С полуслова понимаем,
Серьезно рассуждаем,
Истину находим,
К единодушию приходим.

Важно, чтобы учащиеся поняли суть фуги как развитие и рассмотрение одного явления с разных сторон, рассуждение, размышление на одну, определенную тему.  Это постоянное рассуждение, напряженное развитие мысли - одна из основных черт стилистики И.С. Баха.

Освоение различных полифонических приемов И.С. Баха происходит сначала на материале инструментальных сочинений, при этом учащиеся знакомятся с различными жанрами органной и клавирной музыки: прелюдией, токкатой, инвенцией. Затем можно обратиться к вокально-хоровому творчеству, в котором он, по мнению многочисленных исследователей наиболее велик.

Восприятие духовной музыки И.С. Баха требует серьезной подготовки. Опираясь на знания современными школьниками некоторых сюжетов Библии, в частности, Нового Завета, необходимо дать общее представление о мессе как центральном обряде католического культа, о страстях как своеобразном театрализованном религиозном действе в рамках протестантского обряда. Восприятие образов духовной музыки И.С. Баха обогатят, конкретизируют и облегчат репродукции картин западноевропейских художников на евангельские сюжеты.

По мере освоения особенностей полифонического и гомофонно-гармонического склада необходимо вводить и те произведения И.С. Баха, где сочетаются гомофонно-гармонический и полифонический склад: это некоторые клавирные прелюдии, фрагменты хоралов, фрагменты сюиты си минор, фрагменты Бранденбургских концертов. Важно выявить особенности оркестрового письма И.С. Баха, своеобразие состава и звучания барочного оркестра. Особое внимание уделить жанру хорала, показать примеры хоралов и хоральности, известные детям («Утренняя молитва» и «Легенда» П. Чайковского), петь обработки хоралов И.С. Баха, и, конечно, послушать две – три хоральные прелюдии, хоралы из страстей (заключительный хорал из «Страстей по Иоанну»).

По материала книги Б.Рачиной «Технологии и методика обучения музыке»

Бах - педагог

Бах служил кантором в церкви Св. Фомы в Лейпциге. В его обязанности входила работа с церковным хором, сочинение музыки к церковным праздникам, сопровождение службы игрой на органе. И во всех этих направлениях его музыкальные занятия тесно переплетались с педагогической деятельностью.

Вот что писал сын Баха, композитор и музыкант-исполнитель Филипп Эммануель Бах Иоганну Николаусу Форкелю первому биографу отца:

«Так как он сам сочинял полезнейшие для обучения клавирные вещи, он давал их своим ученикам. Что касается композиции, он сразу же приступал с учениками к самому для них полезному, пренебрегая всеми сухими разновидностями контрапунктов, какие есть у Фукса и прочих. Начинать ученики его должны были с изучения чистого 4-голосного генерал-баса. Затем он переходил с ними к хоралам: он писал к хоральной мелодии бас, а альт и тенор они должны были придумать сами. После этого он учил их самостоятельно сочинять бас. Особый упор он делал на выписывание голосов в генерал-басе. Обучая фуге, он начинал с двухголосных — и т.д. Выписывание [четырехголосия по системе] генерал-баса и изучение хорала — бесспорно, наилучший метод обучения композиции в части гармонии. Что касается изобретения тем, то он с самого начала считал способность к этому непременным условием, а тем, кто ею не обладал, советовал не браться за композицию. Ни со своими детьми, ни с другими учениками он не приступал к занятиям композицией, пока не убеждался в наличии дарования, просмотрев их собственные сочинения. Помимо его сыновей, мне вспоминаются следующие его ученики: органист Шубарт, органист Фоглер, Гольдберг, органист Альтникколь (мой покойный зять), органист Кребс, Агрикола, Кирнбергер, Мютель в Риге, Фойгт в Ансбахе».

Педагогическая  деятельность Баха, так же как композиторская, при жизни не получила должной оценки. Даже после его смерти в Лейпцигском магистрате раздавались недовольные голоса: ”Школе нужен был кантор, а не капельмейстер, г. Бах был, несомненно, большим музыкантом, но не учителем ”. Вряд ли стоит выяснять, что, собственно, господа чиновники имели ввиду. Скорее всего, они отождествляли «учителя» с «надзирателем», т.е. с наиболее приятной для них фигурой в школе. Бах же был педагогом в ином смысле и совсем иного уровня.

Основное содержание педагогической деятельности Баха - создание педагогической литературы. С этим связано появление прелюдий для начинающих, инвенций и многих других клавирных пьес. Миниатюры, которые, по всеобщему признанию, являются шедеврами клавирного искусства, служили, вероятно, с его точки зрения, всего лишь вспомогательным материалом для изучения и исполнения на клавесине многоголосной музыки, и выполнения разнообразных педагогических задач: постановки руки, совершенствования аппликатуры и т.п. Ведь создавалось это неоценимое методическое богатство для собственных его учеников.

Литература

1. Иоганн Николаус Форкель.  О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха - М.: «Музыка», 1987.

По материалам статьи С. Старобинского «Бах – педагог» // «Музыка в школе» 2011 г.

Наследие

Составленный Вольфгангом Шмидером каталог произведений Баха (Bach-Werke-Verzeichnis, сокр. BWV) включает 1120 наименований. Наследие Баха охватывает практически все жанры, за исключением оперы. Как и другие композиторы его эпохи, Бах в своем творчестве был связан церковными служебными обязанностями. Однако богатство идей в его музыке выходит далеко за рамки требований заказчиков.

Многие современники Баха - например, влиятельный критик Иоганн Шейбе - считали его музыку слишком трудной для восприятия, схоластичной, лишенной обаяния. С другой стороны, его клавирные и органные фуги и гармонизации хоралов сохранялись в культурном обиходе даже тогда, когда большая часть творчества Баха в сознании образованных европейцев была заслонена искусством представителей раннего классицизма и галантного стиля (среди которых были и сыновья Баха).

При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей — родоначальник баховедения И. Н. Форкель (опубликовавший в 1802 Очерк жизни и творчества Баха).  Другим видным деятелем "баховского возрождения" был Карл Цельтер. В 1829 году его ученик Феликс Мендельсон продирижировал в Берлине "Страстями по Матфею". В 1843 году в Лейпциге был открыт памятник Баху. В 1850 году Гауптман, Ян и Шуман основали там же Баховское общество (Bach-Gesellschaft), основная задача которого - публикация полного академического собрания произведений Баха - была выполнена к 1900 году.

Краткий перечень произведений И.С.Баха

Вокально-инструментальные произведения: около 300 духовных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе "Охотничья", "Кофейная", "Крестьянская"); мотеты, хоралы; Рождественская оратория; "Страсти но Иоанну", "Страсти по Матфею", "Магнификат", Месса си минор ("Высокая месса"), 4 короткие мессы.
Арии и песни - из второй Нотной тетради Анны Магдалены Бах.

Для оркестра и оркестра с солирующими инструментами:
6 Бранденбургских концертов; 4 сюиты ("увертюры"); 7 концертов для клавесина (клавира) с оркестром; 3 концерта для двух клавесинов с оркестром; 2 концерта для трех клавесинов с оркестром; 1 концерт для четырех клавесинов с оркестром; 3 концерта для скрипки с оркестром; концерт для флейты, скрипки и клавесина.
Произведения для скрипки, виолончели, флейты с клавиром (клавесином) и соло: 6 сонат для скрипки и клавесина; 6 сонат для флейты и клавесина; 3 сонаты для виолы да гамба (виолончели) и клавесина; трио-сонаты; 6 сонат и партит для скрипки соло; 6 сюит (сонат) для виолончели соло.
Для клавира (клавесина): 6 "английских" сюит; 6 "французских" сюит; 6 партит; Хроматическая фантазия и фуга; Итальянский концерт; Хорошо темперированный клавир (2 тома, 48 прелюдий и фуг); Гольдберговские вариации; Инвенции для двух и трех голосов; фантазии, фуги, токкаты, увертюры, каприччио и др.
Для органа: 18 прелюдий и фуг; 5 токкат и фуг; 3 фантазии и фуги; фуги; 6 концертов; Пассакалья; пастораль; фантазии, сонаты, канцона, трио; 46 хоральных прелюдий (из Органной тетради Вильгельма Фридемана Баха); "Шюблеровские хоралы"; 18 хоралов ("Лейпцигские"); несколько циклов хоральных вариаций.
Музыкальное приношение. Искусство фуги.

Краткая биографическая справка

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (1685—1750) — великий немецкий композитор. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17—18 вв. обстановке церкви, двора и города.

Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695—1702 учился в Ордруфе и Люнебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703—07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707—08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708— 17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717—23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723— 50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729— 41 глава студенческой Музыкальной коллегии).

Бах — один из величайших представителей мировой музыкальной культуры. Творчество Баха обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской , итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойденного мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.

Ведущим жанром в вокально-инструментальном творчестве Баха была духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и т.д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургические принципы нашли претворение в мессах, «Страстях», «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров.

Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Бёма, И. А. Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки - токкату, фантазию, пассакалью, хоральную Прелюдию.

Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «ХТК» — первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17— 18 вв. темперированного строя . Величайший полифонист, в фугах «ХТК» Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктичного мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах — автор одного из первых клавирных концертов Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента.                

Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра — сонаты, сюиты, партиты, концерты — знаменует значительное расширение выразительности и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.

Материал по теме: 

Бах

Осип Мандельштам

стихотворение

для 6-11 кл.

Перед твоим престолом

Юрий Нагибин

музыкально-литературная композиция по повести