Рыбников Алексей Львович

Страна: 
Россия
Годы жизни: 
1945
Стиль: 
современная детская музыка
рок
киномузыка

Значение творчества композитора Алексея Рыбникова для отечественной музыки сложно переоценить. И дело не только в разнообразии жанров (на его счету работа более чем в шестидесяти фильмах, около полусотни симфонических произведений и любимая не одним поколением рок-опера «Юнона и Авось», уже тридцать лет с аншлагом идущая в «Ленкоме»), секрет необычайного успеха произведений композитора в их удивительной проникновенности, лиричности и увлекательности. В свое время существовала целая плеяда композиторов, писавших музыку для детей. Их так и называли – «детские композиторы». Рыбников – не «детский композитор», он пишет музыку, которая нравится и взрослым и детям, его песни поют люди любых возрастов, он интересен ВСЕМ.

Ученик Арама Хачатуряна –  Алексей Рыбников с самого начала внес в свою музыку тот чувственный, энергичный стиль исполнения музыки, который так воспламеняет аудиторию и который так необходим музыкальной драме.

По словам композитора, был у него и другой «учитель музыки» - кино. Как многие дети послевоенных лет, Алексей в детстве пересмотрел все трофейные фильмы. А большинство из них были музыкальными. И одним из первых, еще детских музыкальных опытов Рыбникова стали фортепьянные пьесы на тему популярной тогда ленты «Багдадский вор».

Не удивительно, что спустя десятилетия композитор, выросший на трофейных фильмах, стал писать музыку для кино и сцены, заслужит славу «отца русской рок-оперы», а в 1988 году создал в Москве творческое объединение «Современная опера», которое через несколько лет переросло в Театр Алексея Рыбникова.

Наибольшую признательность и славу композитору принесли произведения для музыкального театра. В 1976 году состоялась премьера рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» в Московском театре имени Ленинского комсомола. Это была первая рок-опера, увидевшая свет в Советском Союзе, своеобразная революция в театре.

Спектакль и музыку ждал подлинный триумф. Выпущенный в 1977 году двойной альбом «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» занял 1-е место в хит-параде лучших грамзаписей. В 1979 году Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награжден премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале. В 1989 году общий тираж проданных дисков с музыкой А. Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров. Фирма «Мелодия» наградила композитора «Золотым диском». «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» положила начало официальному признанию композитора. Последовало множество заманчивых предложений.

Однако Рыбников выбрал свободу творчества, начав работу над новой оперой «Юнона и Авось» (по поэме А. Вознесенского), построенной на сочетании английского арт-рока с русской православной молитвой. Ее премьера состоялась в 1981 году в Московском театре имени Ленинского комсомола. В 1982 году выпуск альбома «Юнона и Авось» был запрещен Министерством культуры СССР. Рыбников обратился в суд, и дело было выиграно. В 1983 году альбом был выпущен и занял 1-е место в хит-параде.

Вскоре состоялись гастроли труппы Ленкома в Париже. Пьер Карден представил новое произведение в своем театре на Елисейских полях, затем в Германии, Голландии и других странах. В 1990 году музыкальный спектакль «Юнона и Авось» в течение 2 месяцев шел в «Сити сентер» Нью-Йорка. Одноименный телефильм 4-го канала телевидения Великобритании был показан телекомпаниями более 50 стран мира. Двойной альбом с записью этой рок-оперы был издан многомиллионным тиражом. За 20 лет спектакль выдержал более 700 представлений и идет до сих пор с неизменным аншлагом. Можно долго рассказывать о том, как спектакль «Юнона и Авось» гастролировал за рубежом, как удивлял и нравился западной публике. Но важнее другое: то, что даже современная российская молодежь знает знаменитое «Ты меня на рассвете разбудишь…». О таком всенародном признании мечтает каждый композитор.

«Человек, сотворенный Богом, – говорит композитор –  как считают верующие, или природой, создан по определенным законам, касающимся всех областей его жизни, которые также распространяются на организацию музыкальных звуков. Это, собственно, и является творчеством композитора. Если организовать звуки так, что мелодия будет противоречить законам природы, то человек просто не будет этого воспринимать. Привлечь слушателя, заставить его слушать и управлять его внутренним временем - это то, что удавалось великим композиторам. И, безусловно, музыка должна быть красивой. Потому что чувство прекрасного заложено в человеке от природы».

Когда исполняется симфоническая музыка композитора Алексея Рыбникова, за дирижерским пультом стоят Валерий Гергиев, Геннадий Рождественский, Теодор Курентзис. Симфонии и концерты композитора удостаивались хвалебных рецензий и наград. Но публике гораздо ближе другой Рыбников - автор лучшей отечественной рок-оперы «Юнона и Авось» и кинокомпозитор, чья музыка звучит более чем в сотне фильмов и в анимационных лентах.

Впрочем, музыка Алексея Рыбникова для детского кино и мультфильмов оказалась не менее успешной. Может быть, сыграло свою роль и то, что он, будучи еще совсем молодым, подрабатывал аккомпаниатором в детском саду. С каким удовольствием распевали дети 70-80-х годов песенки из популярных фильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», из мультиков «Волк и семеро козлят на новый лад» и «Муми-тролль» вместо набивших оскомину лозунговых пионерских песен. С не меньшим удовольствием поют их и сейчас. Диски с киномузыкой Рыбникова продаются в каждом музыкальном магазине. Он уже более 30 лет - член Союза кинематографистов, а за свои работы получил целую россыпь наград: Госпремию, «Триумф», «Нику», «Золотого орла» и других. Рыбников сочинил музыку для фильмов Эльдара Рязанова, Павла Лунгина, Владимира Хотиненко и Николая Лебедева.

Звучащая в фильме «Вам и не снилось…» песня «Последняя поэма» (на стихи Рабиндраната Тагора) была написана композитором Алексеем Рыбниковым ещё в 1970 году, во время работы над фильмом «Остров сокровищ», но стала известна только в 1980 году, когда была включена в фильм.

Композитор рассказывал: «В 1970 году была написана мелодия, которую долгое время никуда не удавалось пристроить. И однажды, взяв с полки роман Рабиндраната Тагора „Последняя поэма“, завершавшийся стихами в переводе поэтессы Аделины Адалис, я был поражён, насколько точно и легко ранее неизвестные мне стихи легли на эту мелодию десятилетней давности…». После выхода картины песня получила известность и неслыханную популярность.

Композитор по-прежнему сочетает трудносочетаемое. Он насыщает симфоническую музыку экспрессией рока, а рок одухотворяет симфонизмом. Щедро приправляет стилизации «под Моцарта» современными ритмами. Один из интереснейших экспериментов Рыбникова - «Литургия оглашенных», которая сочинялась почти десять лет и соединила стихи великих поэтов Возрождения и Серебряного века, библейские пророчества и шумерскую клинопись.

Кто еще, кроме композитора Рыбникова, может похвалиться таким разнообразием популярных песен. От развеселых «А-а, крокодилы, бегемоты» и «Песенки Буратино» до трагического «Я тебя никогда не забуду»? Более тридцати лет эти песни не покидают верхних строчек в хит-парадах.

 «Одно дело - когда пишешь музыку, которая нравится твоему окружению, а другое - когда она становится любимой для миллионов людей, и в первую очередь – детей» - говорит композитор.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.