Шварц Исаак Иосифович

Страна: 
Россия
Годы жизни: 
1923 - 2009
Стиль: 
киномузыка

Исаа́к Ио́сифович Шварц — советский и российский композитор. Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии России, единственный в стране композитор — трёхкратный обладатель кинопремии Ника.

Шварц является автором музыки к более чем 125 кинофильмам, среди которых есть шедевры отечественного и мирового кинематографа. Композитор успешно сотрудничал с кинорежиссёрами разных школ, стилей и поколений: И.Пырьевым, М.Роммом, И.Хейфицем, В.Венгеровым, М.Швейцером, Ю.Карасиком, В.Мотылём, С.Соловьёвым, Н.Губенко, Г.Ароновым, А.Германом, П.Тодоровским, Р.Нахапетовым, С.Бодровым, П.Лунгиным, В.Бортко, Е.Татарским и другими. Наибольший успех сопутствовал композитору в фильмах Мотыля и Соловьёва.

Премии «Оскар» за лучший иностранный фильм (1976) была удостоена советско-японская картина «Дерсу Узала» (реж. Акира Куросава), музыку к которой написал Исаак Шварц.

По словам композитора, он никогда не писал «просто песен» — все они, без исключения, были рождены сюжетными ходами фильмов, их драматургией, образами героев, режиссерскими установками. Несмотря на это музыка Шварца совершенно самостоятельна и самодостаточна. Он обладал особым даром создания ярких, запоминающихся мелодий. Отличительной чертой этих мелодий является точное ощущение мелодики стиха, умение слышать музыкальную интонацию поэтической строки. Этим, скорее всего, объясняется полное совпадение интонаций его мелодий с поэтической интонацией его лучшего соавтора –  Булат Окуджавы.

Творческий союз Шварца с Булатом Окуджавой оказался весьма плодотворным. Вместе они создали 32 песни и романса, наиболее известные из которых — песня Верещагина «Ваше благородие…» («Белое солнце пустыни»), «Песенка кавалергарда» («Звезда пленительного счастья»), романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».

Популярность романса объясняется, прежде всего, его проникновенной задушевностью, естественностью выражения человеческих чувств, отсутствием агрессивного отношения к слушателю и исполнителю. Романс сохранился благодаря этим качествам и таким композиторам как И. Шварц и таким поэтам как Б. Окуджава, сумевшим сохранить этот демократичный, человечный жанр.

Окуджава очень высоко ценил талант Шварца, и в интервью рассказывал: «У Шварца есть какие-то струны в душе, которые совпадают с моими струнами... Когда мы познакомились, он был уже достаточно известным поэтом и композитором, но держался весьма скромно, был очень просто, даже небрежно одет. Но за всем его обликом стояло неуловимое изящество. Не было в нем никакого гонора, одна святая простота. Меня подкупил и его живой, ироничный взгляд».

Среди лучших театральных работ композитора — музыка к спектаклям БДТ «Идиот», «Горе от ума», «На всякого мудреца довольно простоты».

Владея многообразными типами композиторской техники, Шварц умел подобрать ключ к любому, самому замысловатому сценарию, выше всего ценил в музыке мелодическую естественность, простоту и искренность; по отзывам критиков, его музыка насыщена состраданием, редким даром сопереживать как экранным персонажам, так и зрителям, добротой и человеколюбием.

Шварц был необыкновенным человеком, интеллигентным, тонко чувствующим. Критики отмечали, что музыка Шварца входит в фильмы как неотъемлемая часть их художественной сущности, вступает в полифоническое взаимодействие с видеорядом, открывая в запечатлённых образах заранее непредставимые глубины. Указывалось также, что некоторые фильмы запоминаются зрителям не столь в силу своего содержания, сколь благодаря божественной музыке Шварца.

Многие мелодии, песни и романсы Шварца из кинофильмов сошли с экрана и получили самостоятельную жизнь в музыкальном быту и на эстраде, принесли автору всенародную любовь.

Булат Окуджава посвятил Исааку Шварцу стихотворение "Музыкант играл на скрипке"

 

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников