Колокольчики

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.5 (2 голоса)
Класс: 
1
2

Игровое занятие по этой теме  можно начать с образных пальчиково-речевых игр, предложенных В.В. Цвынтарным. Они полезны для работы над артикуляцией, помогают решать логопедические задачи, а также интересны в качестве основы для мелодических, ритмических и тембровых импровизаций.

 

Толстый колокольчик.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно двигает в ту и другую сторону («как часики»). Чтобы создать у ребенка иллюзию «толстого» колокольчика нужно развести локти пошире, тогда сцепленные пальцы окажутся на уровне груди.

         Толстый колокольчик песенку запел

         И басисто очень громко зазвенел –

«Ла-ла-ла»

 

Тонкий колокольчик.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Локти опущены вниз, сцепленные пальцы оказываются на уровне шеи. Крайний мизинец, словно язычок колокольчика двигается вверх-вниз, слегка ударяясь в другой мизинец.

         Тонкий колокольчик высоко звенел

         И тихонько песенку он свою запел  –

«Ля-ля-ля»

 

Эти коротенькие стихи можно превратить в небольшие концертные соревнования по барочному принципу solo-tutti. На первые две строчки кто-либо из учеников импровизирует мелодию. Слоги «Ла-ла-ла» весь класс поет на нижней тонике, «Ля-ля-ля» – на верхней.

 

Следующее стихотворение позволяет подключить  ритмический аккомпанемент соответствующими тембрами – треугольниками, металлофонами, колокольчиками. Прочитайте стихотворение, предложите детям самостоятельно выбрать подходящие музыкальные инструменты и придумать ритмическую партитуру для сопровождения.

 

В лесу на опушке живет колокольчик

Толстый и важный, ворчливый всегда.

Лишь только проснется, в лесу раздается

Его недовольное: «Ла-ла-ла-ла».

Соседки его на тоненьких ножках

В ответ ему весело: «Ля-ля-ля-ля!»

Хватит ворчать, бурчать и сердиться

Пой лучше с нами «Ля-ля-ля-ля!»

 

Этот текст может стать и песенкой, сочиненной и разыгранной по ролям прямо в классе. Выберите несколько больших колокольчиков, несколько тоненьких… Наверняка дети сами предложат спеть последнюю фразу всем вместе – и толстым и тоненьким колокольчикам – получится двухголосие в октаву. А заметят ли они трехдольную пульсацию? Если ребята определят, что за танец получился из «колокольчиковых стихов», то не грех сразу же его и протанцевать.

 

Тембровое озвучивание стихотворения А.Толстого предлагает и Т.Э.Тютюнникова.

 

Колокольчики мои,

цветики степные

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И грустите вы о чем

В день веселый мая

Средь некошеной травы

Головой качая.

Детям предлагается представить себя колокольчиками разного цвета, размера, характера. Рассредоточиться по классу и изобразить каждому – свой,  непохожий на других колокольчик.

Литература и источники:

  • Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. СПб, 1998 64 с.
  • Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э.  Музыка. Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста.