Поезд

Рейтинг: 
Пока оценок нет
Тип игры: 
с движением
Автор: 
Богино Г.К.
Класс: 
2
3
4

Эта игра основана на имитации движения поезда.

Для начала начертите мелом на полу четыре маленьких класса, каждый величиной в ступню, и обозначьте их римскими цифрами, как это показано на рисунке:

IV I
II III

Играющий становится левой ногой в класс IV, а правой – в класс III, как будто он уже сделал шаг вперед. А теперь нужно переступить из класса в класс много раз подряд без остановки в таком порядке:

Поезд_подвижная игра для уроков музыки

Шаги будут напоминать стук колес. Каждый участник должен научиться по-своему показывать, как поезд трогается, набирает скорость, быстро движется, замедляет ход и останавливается.

Затем игру можно усложнить.

Вводятся четыре команды скорости. Сначала в русском варианте, а затем и в виде полноценных музыкальных терминов:

Медленно (Adagio) – шаги медленные и ровные

Ускоряя (Accelerando) – шаги постепенно ускоряются

Быстро (Allegro) – шаги быстрые и ровные

Замедляя (Ritenuto) – шаги постепенно замедляются

Другой вариант усложнения – введение динамических оттенков: Форте, Пиано,  затем Пианиссимо, Фортиссимо и Меццо-форте, а также графических знаков усиления и затихания звука (вилочки крещендо и диминуэндо). Команды можно подавать голосом либо с помощью специальных карточек с крупными надписями, или комбинировать оба способа.

Можно заранее условиться, через сколько шагов можно подавать новую команду: через четыре, восемь или шестнадцать шагов.

Автор игры – Г.К.Богино – предполагал, что в игре участвуют два человека, которые меняются ролями и по очереди отдают друг другу команды. Но в условиях классной работы игра может получиться еще интереснее. Шагающему ученику (поезду) могут отдавать команды два машиниста: один – относительно темпа, другой – по поводу  динамики. Поезд, не выполнивший команду, «уступает рельсы» другому. Можно рядом нарисовать несколько классов и представители трех рядов будут защищать честь своей команды – кто продержится дольше. А сама ценность данной игры для музыкального развития очевидна – тут и удержание метрической пульсации, и произвольность темпа и динамики, а также умение одновременно следить сразу за несколькими показателями темпо-ритмического движения.

Литература и источники:

Богино К.Г. Игры-задачи. М., 1974

Карточки с терминами для распечатки
forte.doc (19.5 КБ)
fortissimo.doc (19.5 КБ)
mezzoforte.doc (19.5 КБ)
pianissimo.doc (19.5 КБ)
piano.doc (19.5 КБ)
vilochka.doc (23.5 КБ)
tempy.doc (19.5 КБ)