Ритмическое ЭХО

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.3 (12 оценок)
Тип игры: 
ритмическая
слуховая
с жестами
Вид игры: 
для всего класса
групповая
парная
индивидуальная
Класс: 
1
2
3
4
5
Темы: 
ритм
ритмослоги
партитура
внимание

Дидактическая игра для уроков музыки в начальной школе

 

Ритмическая игра «Эхо» развивает точность слухового восприятия, быстроту реакции, память и чувство формы.

Игра заключается в следующем: учитель прохлопывает ритмическую последовательность, которую дети должны затем правильно повторить, не нарушая общего движения. В том случае, если не все дети сумели точно повторить ритм, учитель его повторяет снова.

Необходимо, чтобы вначале ритмические последовательности были  простыми; темп медленный, показ учителя – выразительный.

Несколько позже игра «Эхо» может проводиться в движении, хлопки могут сочетаться с шагами, притопами и другими звучащими жестами.

Игру «Эхо», особенно с использованием звучащих жестов рекомендуется иногда проводить с закрытыми глазами.

Роль ведущего в определенный момент может быть передана кому-либо из учеников. Интересными могут быть парные или групповые варианты игры, добавляющие элемент соревновательности.

В этой игре удобно прорабатывать по коротким отрезкам относительно длинные ритмические последовательности, которые пока еще не могут быть охвачены детьми в целостности с первого раза. Кусочки несколько раз повторяются друг за другом в виде эхо, а затем длинная фраза дается целиком.

Содержательным  развитием игры со временем становится подключение динамических оттенков.

Сами ритмические фигуры, которые используются для ритмического эха, вначале могут состоять из простых сочетаний четвертей и восьмых. Начинают обычно с четных размеров, затем похожие последовательности даются в нечетном – трехдольном размере. (При этом на названиях как длительностей, так и размеров первое время внимание учеников можно не заострять).

В дальнейшем к игре «Эхо» всегда полезно возвращаться при подключении в работе более сложных ритмических элементов – пауз, пунктирных ритмов, затактов, синкоп, триолей, и т.д. причем первое время совершенно не обязательно, чтобы они осознавались детьми как таковые.

Ритм, который в игре «Эхо» учителем был просто прохлопан, может стать поводом для творческой аранжировки детьми в виде различных звучащих жестов. В классе это может стать увлекательным придумыванием-соревнованием, когда несколько детей смогут предложить каждый свой вариант инструментовки «звучащими жестами» одной и той же ритмической последовательности. При всей простоте подобных заданий, они развивают сам импульс к творчеству, что является залогом успешного импровизационного музицирования в дальнейшем.