Солнышко-туча

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (3 голоса)
Тип игры: 
слуховая
с жестами
Вид игры: 
индивидуальная
для всего класса
Автор: 
Рачина Б.С.
Класс: 
1
2
Темы: 
лад
мажор
минор
слух
аккорд
тоническое трезвучие
контраст

Дидактическая игра на развитие ладового слуха на уроках музыки в 1-2 кл. общеобразовательной школы

 

Суть этой игры – определение ладовой окраски мажора и минора на слух. Разучивается попевка: «солнышко» - нисходящее трезвучие в мажоре, «ту-у-ча» - одноименное минорное нисходящее трезвучие. Попевка исполняется в качестве распевания несколько уроков, пока дети хорошо не усвоят интонацию и ладовую окраску.

Затем учитель предлагает услышать «солнышко» и «тучу» в знакомой музыке и отразить услышанное условными жестами. Солнышко показывается так: руки стоят на парте на локтях, запястья сомкнуты, а кисти раскрыты так, как будто в них – круглое солнышко или как бы хорошо раскрытый цветок; на туче ладошки закрываются и кулачки сближаются.

Когда дети научатся различать ладовую окраску, можно постепенно вводить термины. Солнышко музыканты называют МАЖОР (написать на доске большими буквами) – слово яркое, светлое, а тучу музыканты называют минор (написать на доске маленькими буквами) – слово мягкое, темное, ласковое.

Очень важно с самого начала формирования ладового чувства однозначно не связывать лад с константным эмоциональным содержанием.

Прежде всего надо слушать непрограммные произведения: фрагменты произведений В. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Гайдна,
прелюдии И.С. Баха C-dur, d-moll, es-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавира» и f-moll из второго тома.

 

Материал по теме: 

Рачина Б.С.

Санкт-Петербург

Заслуженный учитель России, автор программы
"Тайны королевы Музыки"

Путешествие в страну музыки

Программа для 1-4 кл. общеобразовательной школы

Автор Рачина Б.С.

Сирин и Алконост

картина
Виктора Васнецова

стихотворение
Александра Блока

Основа для импровизаций