Веселые этажи

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (4 голоса)

Эта игра поможет детям запомнить положение нот на нотоносце.

На начальном этапе обучения нотной грамоте нередко можно услышать, как учитель говорит нечто в таком роде: «Вот, дети, это - нота СОЛЬ. Она пишется на второй линейке…. Нота МИ  пишется на первой линейке…» и т.д.

Этап неизбежный и, несмотря на все ухищрения педагога, скучный.

Между тем, запоминание «привязки» нот к линейкам можно потренировать в игре. Это дает лучшие результаты запоминания и придает занятиям динамичность, игровой азарт.

Большинство детей к началу освоения нотной грамоты уже умеют читать по слогам и считать в пределах десятка. Они сами в состоянии прочитать и название ноты, и сосчитать, на какой линейке она пишется.

Для игры понадобится несколько цветных конвертов – они попадут в руки «старшему по этажу» и белые конверты – по числу оставшихся в классе детей. «Старшими по этажам» могут быть наиболее активные, подготовленные дети.

Перед игрой педагог показывает детям изображение нотного стана, отмечает, что ноты могут записываться как на линейках, так и между ними. Все вместе хором считают линейки-этажи в нотном доме по порядку – снизу вверх.

Затем «Старшим по этажам» учитель-почтальон вручает цветные конверты. В каждом из них лежит карточка с одной подписанной нотой. Всем остальным вручаются белые конверты, в которых лежат такие же ноты, но не подписанные.

Ребенок, получивший цветной конверт, должен прочитать название ноты и сосчитать, на какой линейке она пишется. Затем он показывает всему классу свою карточку и говорит: «Это нота СОЛЬ, она пишется на второй линейке». Все владельцы белых концертов, у которых оказалась также нота СОЛЬ, должны как можно быстрее вскочить и тоже назвать свою ноту.

Затем «распечатывается» следующий цветной конверт, и процедура повторяется.

Когда будут раскрыты все цветные конверты, наступает завершающий этап игры – все жители этажа должны собраться возле своего «старшего по этажу» в заранее условленном месте. Для сопровождения этого этапа подойдет любая мажорная подвижная музыка. Возникает веселая суматоха: дети должны успеть собраться вместе в течение непродолжительного звучания музыкального фрагмента. Выигрывает тот этаж, чьи жители-ноты собрались быстрее всех.

Начинать такую игру лучше с 2-3 нот, затем от урока к уроку увеличивать их количество, доводя до 5. Это не обязательно должны быть ноты, расположенные по порядку, но все более и более произвольные варианты сочетаний.

Через некоторое время игра, выполнив свою дидактическую задачу, может быть отложена. Спустя несколько месяцев детям доставит большое удовольствие вернуться к ней на новом этапе при подключении нот второй или малой октавы.

Дидактически полезным усложнением игры будут карточки с нотами одинаковой высоты, но разной длительности. Благодаря такому логическому ходу буквально в течение одного урока формируется интуитивное понимание абстрагированной высоты ноты в отрыве от её ритмического оформления.