Арагонская хота

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.5 (6 оценок)
Жанр: 
симфоническая музыка
увертюра
Стиль: 
русская классика
Композитор: 
Глинка М.И.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Характер: 
праздничный
Класс: 
3
4
5
Симфоническая увертюра М.Глинки

В 1840 году Глинка несколько месяцев провел в Париже. В своих «Записках» он вспоминал: «...Узнал я, что Лист отправился в Испанию. Это обстоятельство возбудило мое давнишнее желание побывать в Испании так сильно, что, не откладывая, я написал об этом матушке, которая не вдруг и даже не скоро согласилась на это мое предприятие, опасаясь за меня. Не теряя времени, я принялся за дело».

«Дело» заключалось в спешном овладении испанским языком и пошло очень успешно. Когда в мае 1845 года композитор пересек испанскую границу, он уже говорил по-испански почти свободно. Глинка побывал в Бургосе, Вальядолиде, обзавелся лошадью и совершал верхом поездки по окрестностям - и был необычайно доволен своим времяпровождением.

«По вечерам собирались у нас соседи, соседки и знакомые, пели, плясали и беседовали, — писал Глинка в своих «Записках». — Между знакомыми сын одного тамошнего негоцианта... бойко играл на гитаре, в особенности арагонскую хоту, которую с его вариациями я удержал в памяти и потом в Мадриде, в сентябре или октябре того же года сделал из них пьесу под именем «Capriccio brilliante», которое впоследствии, по совету князя Одоевского, назвал «Испанской увертюрой».

Позднее  сочинение стало называться «Испанской увертюрой №1», но самую большую известность получило как «Арагонская хота». Первое исполнение состоялось 15 марта 1850 года. Сохранился отклик Одоевского на этот концерт: «Чудодей невольно переносит нас в теплую южную ночь, окружает нас всеми ее призраками, вы слышите бряцание гитары, веселый стук кастаньетов, перед вашими глазами пляшет чернобровая красавица, и характерная мелодия то теряется в отдалении, то снова является во всем своем разгаре».

«Арагонская хота» открывается медленным вступлением, полным сдержанной силы и величия, с торжественными фанфарами, с чередованием фортиссимо и затаенно тихих звучаний.
"В "Арагонской хоте" Глинка  "центр тяжести" звуковой значимости всецело переносит на медленное введение с его импозантной фанфарностью: отсюда, словно струя фонтана, с блеском вырывается музыка... - развитие темы хоты, эпизод за эпизодом. Один другого красочнее, образнее, рельефнее и пластичнее". / Б.Асафьев /

В основном разделе (аллегро) сначала в легком пиццикато струнных и щипках арфы, а затем все более насыщенно и полно звучит яркая, жизнерадостная тема хоты. Ее сменяет выразительная напевная мелодия у деревянных духовых. Обе темы чередуются в ярком цветении оркестровых красок, подготавливая появление еще одной темы — изящной и грациозной мелодии с оттенком шутливости, напоминающей наигрыш на мандолине. В дальнейшем все темы становятся более взволнованными, напряженными. Их развитие привносит в музыку драматизм, даже суровость. Один из мотивов хоты повторяется в низком регистре на фоне фанфар вступления, приобретающих грозный характер. Нагнетается ожидание. С рокотом литавр возникают обрывки танца, постепенно тема хоты приобретает все более четкие очертания, и вот уже снова она сверкает в полном блеске. Бурная, безудержная пляска все поглощает в своем вихре. Все темы, интонационно сближаясь, проносятся в ликующем потоке. Величественное, торжествующее tutti завершает картину народного веселья.

Да это же Глинка!

"Еще одно воспоминание хранит память. В 1928 году я проездом был в маленьком городке на юге Испании. Где-то на улице я увидел стихийно возникшее гуляние. И неожиданно в страстном пении, в стуке кастаньет, в ударе каблуков о землю передо мной встал Глинка. Ведь это была знаменитая "Хота", которую он когда-то слышал в Испании и так красочно напел на своей родине, в далекой снежной России!... Завороженный, смотрел я на пестро одетых танцовщиц и думал о гении Глинки - как свежо, как любовно раскрыл он душу незнакомого народа... Глинка - первый, самый главный тон в могучем аккорде русской музыки. Его голос звучит в веках, все крепчая, набирая силу." / С. Коненков /.

Материал по теме: