Баба-яга

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.3 (6 оценок)
Жанр: 
симфоническая музыка
оркестровая миниатюра
Композитор: 
Лядов А.К.
Период (век): 
XX
Страна: 
Россия
Характер: 
таинственный
зловещий
Класс: 
3
4
5
6
Картинка к русским народным сказкам А.К.Лядова

"Баба-Яга" А.К. Лядова – оркестровая миниатюра уникальная по мастерству и изобретательности.

Замысел музыкальной картинки, рисующей один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора, появился у Лядова впервые еще в 1881 году, когда он во время летних каникул, проводимых в деревне, собирал народные напевы, знакомился со сказками, бытовавшими в народе. Увлечение фольклором привело его к внимательному чтению изданных на тот момент сборников — «Народных сказок» А.Н. Афанасьева и «Сказаний русского народа» И.П. Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-Яги, запечатленный впоследствии в музыкальной картине.

От появления замысла до его воплощения прошло почти полтора десятилетия. Последняя точка в тщательно выписанной партитуре, помеченной опусом 56, была поставлена только в начале 1904 года.

Первое исполнение «Бабы-Яги» состоялось 18 марта 1904 года в концерте симфонического собрания под управлением Ф. Блуменфельда и прошло с огромным успехом. Как писал рецензент Русской музыкальной газеты, это сочинение стояло «вне конкурса».

«Баба-Яга» — первая из нескольких симфонических миниатюр Лядова, воплотивших один конкретный, чрезвычайно яркий образ. Сам композитор подчеркивал в подзаголовках картинную, изобразительную сторону своих произведений, в которых в определенной мере сказались не только традиции русской классики, но и влияние современного искусства, в частности работ художников «Мира искусства». Живописные параллели этим сочинениям Лядова можно найти в творчестве Билибина, декорациях Бенуа. Кажется верным и сопоставление их с искусством импрессионизма: в «картинках» Лядова нет действия, они посвящены одному моменту.

Удивительно яркая, красочная партитура открывается свистящим унисоном деревянных духовых и флажолетов струнных фортиссимо. Остается тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела. И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем (размер в три восьмых с паузой на каждой третьей доле), а затем равномерным, все больше набирающим силу.

Господствует угловатая, причудливая тема Бабы-Яги в гротескной окраске низкого тембра фагота, который далее сменяется сумрачным звучанием бас-кларнета с дающим новую окраску английским рожком. Вступают все новые инструменты. Взлеты пассажей струнных передают подхлестывание песта с помелом, слышится треск деревьев, хруст листьев. Ярко солирует ксилофон со своим характерным щелкающим тембром...

Развитие происходит волнами, проносящимися в стремительном темпе и воспринимающимися как единый поток. Снова вступает тема Бабы-Яги... Но вот рассеивается и затихает звучность: колдунья пронеслась и исчезла. Последние восходящие аккорды флейт на фоне шелестящего тремоло скрипок истаивают на пиано-пианиссимо в высочайшем регистре.

Материал подготовлен С.Старобинским

Материал по теме: 

Забавная ("Косой бес пошел в лес")

из цикла "Детские песни" Музыка А.Лядова, слова народные

одноголосная песня с аккомпанементом
рисунки А.К.Лядова

для 3-4 кл.