Февраль. Масленица

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.8 (6 оценок)
Жанр: 
камерная музыка
пьеса
Композитор: 
Чайковский П.И.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Тональность: 
Ре мажор
Характер: 
праздничный
веселый
беззаботный
Класс: 
3
4
из цикла "Времена года" П.И. Чайковского

"Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир."
П.А.Вяземский

К середине декабря были готовы первые две пьесы цикла, но некоторые сомнения и беспокойства у Чайковского вызывал «Февраль». Об этом он писал издателю (письмо от 13 декабря 1875 г.): «Если Вы пожелаете пересочинения «Масленицы», то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую». Переписывать пьесу не понадобилось – издатель был более чем доволен.

Программное название сразу рисует в воображении разудалый праздник с пением и плясками, блинами, веселыми  играми, катанием на лошадях. Вспомним «Масленицу» художника Бориса Кустодиева. У него их, кстати, несколько. Полотна яркие, красочные. В них будто слышатся перезвоны колоколов, бренчание бубенцов, смех детей, крики балаганного зазывалы, развеселые аккорды гармоники и бесшабашное тренькание балалайки.

Музыка этой пьесы  из цикла «Времена года» - это также картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются со звукоподражанием и вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок.

В  начале первой части (такты 1-8) Чайковский передает характерное звучание гармоники: два удара аккордов в каждом из первых двух тактов создают впечатление растягиваемых и сжимаемых мехов инструмента. Вслед за этим мелодические переборы — в верхнем регистре и ответ в нижнем.

Именно эти два главных музыкальных элемента разрабатываются всеми возможными способами: то господствует первый (аккорды, причем именно так, как они звучат на гармонике), то переборы. Далее (такты 9-22) с помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притопыванием и прихлопыванием пляшущих ряженых.

А. Майкапар считает, что все пьесы этого цикла написаны в трехчастной форме, которую - в самом обобщенном виде – можно выразить формулой: А – В – А1. При этом в первой части «Масленицы» он усматривает 3 подраздела: получается: А (d-e-d1). Однако, более естественной формой в таком случае будет самое обычное рондо с двумя эпизодами - первый на тематическом материале рефрена и второй - более контрастный.

Первый эпизод - словно превращенное отражение рефрена: его тема начинается перебором шестнадцатых, из которых вырастают аккорды, хоть и завуалированные фигурацией. Там, где в первой части было мелодическое движение вверх - здесь оно идет вниз. А шум угловатой толпы уступает место грациозным перекличкам  с явными признаками танцевальности. Здесь самое время вспомнить, что, по большому счету,  "Времена года" - это цикл салонных пьес. И публика, для которой они создавались, сама в кулачных боях не участвовала. За шумными  народными забавами это сословие скорее с умилением наблюдало со стороны, а само предпочитало балы и светские приемы, которых в этот период тоже всегда бывало достаточно.

Второй эпизод рисует новый образ, возможно, это ярмарочное театрализованное представление, что всегда было характерной особенностью этого праздника. В первом шеститактовом периоде, повторяющемся дважды, в музыке появляется массивный, тяжеловатый мотив, изложенный октавами. Отсутствие мелких длительностей создает ощущение более сдержанного движения, хотя формально композитор предостерегает от того, чтобы играть медленнее: он в начале этого раздела помещает ремарку L’istesso tempo (итал. — тот же темп). Да и динамика в этой части более сдержанная. С приближением репризы музыка перемещается в более высокий регистр. Меняется образ — появляется звон бубенцов.

В последнем проведении рефрена музыка постепенно стихает, создавая ощущение, что праздник уходит, образы удаляются... Тишина — пауза с ферматой на весь такт, (излюбленный прием композитора, мы встречались с ним в первой пьесе цикла «У камелька»). Казалось бы, это все. И вдруг — как озорная выходка — заключительная фраза на самой яркой и громкой звучности ( fff).

Материал по теме: 

Масляница

Русский фольклорный праздник

для 1-5 кл.

А мы масленку дожидали

русская народная песня (масленичная)

1-голосие a capella
трихордовые мотивы, микролад
переменный размер
Исполняется в фольклорной манере

для 3-5 кл