Игра в лошадки

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.7 (3 голоса)
Жанр: 
пьеса
камерная музыка
Композитор: 
Чайковский П.И.
Слова: 
Лунин В.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Тональность: 
Ре мажор
До мажор
Характер: 
энергичный
Класс: 
1
2
3
из "Детского альбома" П.И. Чайковского

Эта пьеса является очень показательным, можно сказать уникальным по логической чистоте образцом сразу нескольких средств музыкальной выразительности. А именно:

- очень быстрый темп,

- абсолютно ровный ритм,

- постоянное стаккато,

- безупречная  аккордовая фактура,

- предельно наглядный размер 3/8.

Причем все они остаются неизменными на протяжении всего звучания!

При изучении любого из выше перечисленных элементов музыкального языка эта пьеса будет  хороша и к месту. Не говоря уже о ярких игровых образах, близких и понятных каждому ребенку

Чья это детская?

Зайдя в детскую комнату почти всегда можно определить, кто в ней живет – мальчик или девочка. Как? – По игрушкам! В комнате у девочек мы найдем…. – Дети наверняка сами с первого же раза закричат: «Кукол!». А в комнате у мальчиков? – среди ответов обязательно будут «Машинки!».

Сыграйте для сравнения по несколько начальных тактов из «Игры в лошадки» и «Новой куклы». Предложите детям на слух угадать в чью детскую – девчоночью, или мальчишечью – мы попали.

Мальчишки всегда стремились к быстрой езде. Поэтому у современных ребят среди игрушек на первом месте машинки и самолетики. Но во времена Чайковского ни машин, ни самолетов еще не было («Детский альбом» был написан в 1878 г., а первый автомобиль с бензиновым двигателем  появился лишь в следующем десятилетии – в 1886 г.). Передвигались, в основном, на лошадях: в каретах, повозках, верхом. Красивая верховая езда считалась особым искусством, а породистые лошади – предметом особой роскоши. И для любого мальчишки игрушечная лошадка тогда была чем-то вроде современной машинки…

Пара забавных иллюстраций на эту тему помогут ярче представить этот образ. А если вам удастся обзавестись вот таким наглядным пособием, то успех уроку гарантирован.

1-2
Сколько ног у лошади?

Как это сколько? – Четыре! Конечно, четыре.

А теперь давайте послушаем, как скачет настоящая лошадь:

- Поставьте руку пальцами на стол (почти как настоящие пианисты!) и изобразите 4-мя пальцами этот звук.

- А теперь попробуйте использовать для этого всего 3 пальца: 4-3-2. Получится нужный звук или нет? Правильно, получается. Потому что во время быстрой скачки – называется она галоп - отчетливо слышны только три удара копыт. А сколько ударов копыт: 3 или 4 слышны в этой музыке?

Сыграйте детям первые 4-8 тактов пьесы. Пусть при этом ученики средним пальцем одной руки отмечают пульс в центре ладони другой руки. Фактически это задание на определение музыкального метра. Может быть полезна обычная в таких случая этапность – сначала выделить только сильную долю а при следующем прослушивании – все удары пульса с дифференциацией на сильные и слабые доли.

2-3
Три ... восьмых!

Если предыдущее задание было выполнено успешно, то можно предложить ученикам самостоятельно определить музыкальный размер этой пьесы. Трехдольность они уже услышали и первым предположением, скорее всего, будет размер ¾. Однако стоит напомнить детям, что четверть – это спокойный шаг, а наша лошадь… Дальше можете не продолжать – дети сами достроят нужную логическую цепочку. И будут, несомненно, довольны своей гениальной догадкой.

Цокот ксилофонов

Изобразить цокот копыт можно на ударных деревянных инструментах. Но исполнить эту пьесу в оригинальном виде проблематично – слишком много в ней «черных клавиш». А ведь во многих школах ксилофоны - диатонические. Но если транспонировать основную тему в До-мажор и немного упростить гармонии, то получается вполне доступный ансамбль для 2-х ксилофонов и фортепиано.

В зависимости от возраста и музыкальных способностей учеников вы можете выбрать партитуру длиной в 8, 16, 24 или 32 такта. В предлагаемой обработке каждое следующее предложение чуть сложнее предыдущего. Тем самым в «длинном» варианте вы можете задействовать несколько групп учащихся: от самых слабых – до наиболее сильных в музыкальном отношении, разделив их на команды «зеленых», «желтых», «оранжевых» и «красных».

Либо распределить разучивание партитуры на несколько уроков - с каждым разом добавляя новый, более сложный фрагмент.

Вот это виртуоз!

Для того, чтобы прилично исполнить ансамбль из предыдущего задания – придется потрудиться. Наверняка получится не у всех, и не сразу. Особую трудность исполнения ребята почувствуют тогда, когда, разучив свои партии медленно, они попробуют приблизиться к необходимому – быстрому темпу. Поняв на собственном опыте, насколько это непросто, - они смогут по достоинству оценить легкость и изящество исполнения настоящих виртуозов – М.Плетнева, Я Флиера, других мастеров пианизма. И уж тем более слава настоящего виртуоза будет по праву принадлежать учителю, который также сможет исполнить эту пьесу технически безупречно и с художественным вкусом.

На заметку педагогу.

Если данное выступление будет соединено по времени с работой с инструментальным ансамблем – то специально для этого случая воспользуйтесь полноценным нотным текстом странспонированным в «До-мажор» (чтобы при восприятии не возникало тонально-слухового диссонанса).

Форму - по командам

Если у вас получилось исполнить ансамблевую партитуру не менее чем на 16 тактов, то в аналитическом прослушивании можно это использовать для определения на слух формы произведения. Каждая команда тогда должна будет поднять руку (или карточку со «своим» цветом) в тот момент когда услышит звучание «своего» фрагмента. После этого обсудите с ребятами, какие были повторы, какие новые, незнакомые по ансамблю фрагменты они услышали, как эти «кусочки» разместились внутри целого произведения? Каким цветом можно было бы обозначить эти новые фразы? …. Можно составить цветовую последовательность частей.

Мимо чего еще можно промчаться нам?

В последнее время достаточно большую популярность приобрели стихи В. Лунина, сочиненные к каждой пьесе «Детского альбома» Чайковского. Поэтическая «Игра в лошадки» безупречно точно выдерживает музыкальный метроритм:

«Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по дому, по комнатам

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего,

Мимо сидящей с вязанием бабушки,

Мимо мяча и коробки с игрушками …»

Совершенно не обязательно выучивать со словами музыку Чайковского. В данном случае это будет слишком сложная вокальная задача. Зато можно продолжить игру, начатую поэтом. Продолжая простукивать трехдольный пульс, предложите ребятам придумать еще какие-нибудь предметы - в логике этого стихотворения. Кстати, само предложение важно прочитать в соответствующем ритме и темпе:

«Мúмо чегó еще мóжно промчáться нам?

1-3
Поскачем?

В качестве завершающего «аккорда» ко всеобщему удовольствию можно под эту музыку просто поиграть. Для этого вам потребуются небольшие фигурки лошадок, вырезанные из плотной бумаги. Каждому наезднику в руки по фигурке. Парта – это ипподром… поскакали?

Материал по теме: 

Подарок

из цикла М.Ройтерштейна на стихи А.Усачёва "Из шкатулки"

Одноголосная песня с аккомпанементом.
Мелодия со знаками альтерации

для 2-3 кл.