Избушка на курьих ножках (Баба-яга)

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.3 (6 оценок)
Жанр: 
камерная музыка
пьеса
Композитор: 
Мусоргский М.П.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Класс: 
3
4
5
6
Пьеса из фортепианной сюиты М.П. Мусоргского "Картинки с выставки"

В "Картинках с выставки" Мусоргский рисует музыкальный портрет Бабы-Яги, который радикально уходит от образа, запечатленного художником. Гартман набросал эскиз для часов, где изобразил жилище лесной колдуньи - домик на курьих ножках -  в модном тогда манерном стиле "a la russe".

Композитор же не просто сделал домик "обитаемым". Он необычайно ярко нарисовал облик Бабы-Яги - персонажа грозного, таинственного и противоречивого. Любопытно, что однажды на маскараде в Академии художеств Мусоргский появился в ее костюме: рыжие космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в онучах, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила ногами, разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских сказок - смешную и страшную изобразил он и в своей музыке.

Ярко и образно пишет по поводу этой пьесы Д.Б. Кабалевский : «Ни одного простого, естественного звука – то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчанье в самых глубоких басах. Музыка, только что куда-то стремительно несшаяся, вдруг почти останавливается. Мелодия какая-то скрюченная – сперва топчется на месте, потом движется вприпрыжку или вдруг как-то нарочно преувеличенно хромает. И, в общем, все это получается каким-то совсем не добрым... Баба-Яга прямо-таки и выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке... И опять она перед нами все время в движении – летит куда-то, останавливается, хромает, злится, бранится...»

Пьеса написана в До мажоре, значительно расширенном за счет введения альтерированных ступеней. Угловатые обороты мелодии, «ломаные» фигурации, форшлаги, непривычные последовательности аккордов подчеркивают фантастичность образа. И, как всегда у Мусоргского, выражение разгулявшейся силы связывается с появлением народно-плясовых ритмов.

В музыке слышна сама хозяйка избушки, ее колченогие прыжки, удары клюкой, залихватская песня (совершенно в русском духе), подплясывание и подскакивание ступы. В пьесе мы найдем сочетание зловещих, мистически-черных красок с одной стороны и светлых - с другой. И интонации здесь двух типов: с одной стороны, злобно-залихватские, пугающие, пронзительно-резкие, с другой – бодрые, весело призывные.  

Баба-Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения. В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают и сменяются звуками осторожными, двигающимися как будто крадучись. Настойчиво повторяются мелодические ходы по интервалам тритона и на хроматическом тремолирующем фоне звучат, как волшебные заклинания... Но чары быстро рассеиваются. В музыке снова возникает вихрь резких, скачущих звуков. Злая колдунья продолжает свой разбойничий полет. В музыке чувствуется сила, размах, чисто народный сочный юмор, и потому этот номер так удачно подводит к могучему, жизнеутверждающему финалу «Картинок с выставки».

Использованная литература:

Л.Тарасов "Музыка в семье муз"., Л.: Дет. лит.. 1985.
Д.Б.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” // М., “Просвещение”, 1989.
Р. Федякин. Мусоргский. – М., 2009.

Материал по теме: