Камаринская

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.3 (6 оценок)
Жанр: 
пьеса
танец
камерная музыка
Стиль: 
русская классика
Композитор: 
Чайковский П.И.
Слова: 
слова народные
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Тональность: 
Ре мажор
Соль мажор
До мажор
Характер: 
веселый
энергичный
задорный
Класс: 
1
2
3
4
из "Детского альбома" П.И. Чайковского

После одноименной симфонической увертюры М.И. Глинки, «Камаринская» стала чуть ли не самым узнаваемым музыкальным символом России. Хорошо известны и слова Чайковского о том, что «вся русская симфоническая музыка заключена в  «Камаринской» Глинки, «подобно тому, как весь дуб – в желуде! И долго из этого богатого источника будут черпать русские авторы, ибо нужно много времени и много сил, чтобы исчерпать все его богатство».

Но сам Чайковский мог черпать вдохновение не только из Глинкинского шедевра, но и из собственных живых впечатлений от народного быта – ведь в XIX веке «Камаринская» была очень популярна среди простого народа.

Сама же «Камаринская» является средоточием мелодических, ритмических и гармонических оборотов, характерных для плясовых мелодий позднего фольклора. Достаточно сравнить ее интонационный строй с такими популярными песнями, как «Калинка», «Светит месяц», «Валенки» - и становится очевидно, что в ней соединились наиболее важные, типичные особенности этого жанра.

Значение Камаринской для русской музыкальной культуры сложно переоценить. Поэтому ее освоению можно смело посвящать целую серию заданий, и не на одном, а на нескольких уроках. Тем более, что попутно на ее материале можно серьезно продвинуться вперед в изучении нотной грамоты, освоить новый инструментарий, музыкальную терминологию, и, главное, - вдоволь помузицировать.

1-2
Пляска

С малышами под Камаринскую, конечно, надо поплясать. И чем проще будут движения - тем лучше! Можно вообще обойтись одними шагами, изменяя их характер в соответствии с музыкой.

Если позволяет пространство, встаньте все вместе в один большой круг. Движения получатся следующие:

  • На музыку первой части - спокойный пружинистый шаг на каждую четверть.
  • На первую вариацию - шаг с легким притопом. Основной шаг - также на четверть, притоп - на следующую восьмую. И сам шаг остается очень легким, и притоп следом за ним - как легкое проскальзывающее касание стопой пола.
  • Вторая вариация звучит более ярко, маркатировано. Поэтому и шаг на каждую четверть становится более энергичным, с громким радостным "топом". Особое удовольствие детям доставит акцент  в конце каждого двутакта, если его выделить дополнительной акцентированной фигурой со своенравно "влезшей" восьмушкой: "там - там - там - там - там-ба-ра-там".
  • Закончить четвертую вариацию можно совсем легким мелким шагом на каждую восьмушку.

Куда улетает в конце пьесы мелодия? - Наверняка ученики услышат здесь высокий регистр. Станцевав всю "Камаринскую" только ногами, в самом конце можно подключить и руки. Как показать всем хороводом, то мелодия улетает наверх?

(по материалам студии Гептахор из методических разработок по "Музыкальному движению")

2-3
Камаринская-тетрис

Диапазон от Соль1  до Ре2 – это  своеобразная примарная зона блокфлейтистов, с освоения которой начинается, как правило, обучении игре на этом инструменте. Если блокфлейты или свирели используются в ваших уроках, то кто-либо из учеников, наверняка, сможет исполнить эту мелодию в тональности Соль-мажор хотя бы в медленном темпе.

Можно этот вариант попробовать исполнить и на ксилофонах или металлофонах.

Но Камаринская - на то и Камаринская, чтобы выкамаривать. Ее вторая фраза как будто специально «подначивает» к ускорению темпа. Современным школьникам эти ощущения могут быть знакомы по компьютерным играм, когда кубики тетриса начинают падать все быстрее и быстрее. И чем более виртуозен игрок, тем дольше он выдерживает ускорение. В отличие от классических произведений, где принято выдерживать единый темп, здесь не грех и поддаться соблазну ускорения. А дальше  уже – у кого на сколько хватит выдержки и сноровки!

Из песни слова не выкинешь

Как и многие другие плясовые, Камаринскую исполняли со словами.

Ох, ты, сукин сын, камаринский мужик,
Задрал ножки та й на печке лежит.
Лежит, лежит та й попорхивает,
Правой ножкою подергивает.

Сам на девушек помаргивает,
Над женою выкамаривает:
- Ты вставай, молодая жена!
Скорей завтрак готовь, сатана!

Ой, комар ты, наш камаринский мужик,
Собрался в лес, по дорожке бежит.
Он бежит, бежит, пошучивает,
Свои усики покручивает.

В исполнении Лидии Руслановой «Камаринская» звучала с другим текстом:

Ох ты, бабочка молоденькая, 
Чернобровенька, хорошенькая!
Ох, не ты ли меня высушила,
Ай, без мороза сердце вызнобила?
Ой, да по буйной, по головушке,
Причесалась, звала в гости побывать.
Побывавши, звала вместе погулять….

И тот и другой текст из серии "для взрослых". Вот и устоялась в школьной методике традиция «бессловесного» изучения «Камаринской».

3-4
Тпруська-бычок

А вот другие слова, вполне подходящие для школьного урока. Они были записаны в  конце XIX века собирательницей славянского фольклора О.Х.Агреневой-Славянской от 80-летней старушки в селе Дунаеве Смоленской губернии:

Ах, ты  тпруська, ты тпруська бычок,
Молодая ты говядинка,
Ты кормленая убоинка!
Уж давайте-ка бычка мы свежевать:
Кому сальце, кому ребрышко,
Кому правое стегонышко!

Ах ты Ванька, ты Ванька горюн,
Что ж ты Ванюшка не женишься?
На кого Ваня надеешься?
«Я надеюся на батюшку
На родиму мою матушку;

А мне девушки-то сказывали
Мне молодушки приказывали:
- Не женися, добрый молодец,
Не женися, промотаешься!»

Думал, думал добрый молодец,
Под капелюшкой стоючи..
А капелюшка «кап, кап, кап!»
А мое-то сердце: «Ёк! Ёк! Ёк!»
А собачушка «брехи, брехи, брехи»
Добрый молодец – беги, беги, беги!

Само слово «тпруська» - детям обязательно понравится, а уже учить ли весь текст, или ограничиться первый фрагментом – решайте сами.

Играем тему вместе

Если странспонировать пьесу в тональность До-мажор, то исполнить ее можно на диатонических ксилофонах или металлофонах. При этом партии среднего и нижнего голоса - сыграть на фортепиано или синтезаторе. Обе они оказываются настолько просты, что с ними справятся даже те ребята, которые не занимаются в ДМШ.

А для того, чтобы и мелодию также смог сыграть любой ученик, предлагаем вспользоваться методикой "7 шагов":

1 шаг - простое поступенное движение вниз четвертями
2 шаг - предпоследняя нота вместо повторения "заходит" на опевание тоники снизу
3 шаг - дублируем каждый звук в терцию
4 шаг - вместо предпоследней терции берем кварту
5 шаг - "раскладываем" четвертные терции на восьмушки по-очереди
6 шаг - повторяем этот "восьмушечный" ход дважды, обращая внимание на связку
7 шаг - переносим это все на октаву выше

Из нашего "набора" можете распечатать только последнюю страницу - со всеми шагами. Если же в вашем классе есть медиапроектор, или электронная доска, то файлы можно собрать в общую презентацию, или демонстрировать друг за другом по-очереди, чтобы дети видели только самый ближайший шаг и зрительно двигались постепенно - от простого к сложному.

Варианты. Вариации. Вариативность.

Сама пьеса написана в форме вариаций, что естественным образом отражает фольклорный принцип свободного варьирования. Еще более наглядно ребята смогут его увидеть, если сравнят и зрительно, и на слух разные варианты этой мелодии: фольклорный инструментальный наигрыш и мотив "Тпруськи", а их оба - с темой пьесы М.И. Чайковского.

Для удобства сравнения все варианты в данном задании приведены к единой тональности - Соль-мажор, а соответствующие интонационные обороты выделены разными цветами.

Играем вместе вариации

После того, как принцип варьирования был наглядно увиден и услышан, неплохо было бы его еще раз "потрогать" руками. Для этого можно также всем классом на металлофонах или ксилофонах исполнить третью часть пьесы П.И. Чайковского, которая представляет из себя не что иное, как фактурную вариацию.

В этом также может помочь методика "7 шагов"

1 шаг - берем за основу тот же самый нисходящий мелодический ход четвертями, что и в основной теме
2 шаг - на последней ноте меняем направление движения и заканчиваем мотив не вниз, а вверх
3 шаг - также дублируем его в терцию
4 шаг - также одну из терций - теперь вторую, меняем на кварту
5 шаг - превращаем четверти в восьмушки (хотя на ксилофонах этого будет почти не слышно....)
6 шаг - поднимаем это все на октаву выше
7 шаг - повторяем получившийся мотив 4 раза

Можно данную партию разделить на две самостоятельные линии, по такому же принципу, по какому в партитуре выделен средний голос.

Линию баса можно также исполнить на фортепиано или синтезаторе, а можно и на гитаре, настроив три нижние струны таким образом, чтобы в открытом положении они давали нужные тоны.

Кстати, после этого и предыдущего задания дети будут достаточно подготовлены и к созданию собственных вариантов знаменитой плясовой мелодии. Попросите их к следующему уроку придумать свою вариацию. У кого-то наверняка получится!