Картинки с выставки

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.4 (10 оценок)
Жанр: 
камерная музыка
цикл
сюита
Композитор: 
Мусоргский М.П.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Сюита для фортепиано М.П. Мусоргского

"Картинки с выставки" - одно из самых популярных сочинений русской музыки. Модест Петрович Мусоргский проявил себя здесь как мастер программной миниатюры и одновременно как создатель крупной инструментальной формы. По сути этот фортепианный цикл является сюитой в свободной форме.

Каждая пьеса цикла является музыкальным воплощением изобразительного образа. Толчком к их созданию послужили рисунки Виктора Гартмана, близкого друга композитора.

Гартман был человеком веселым, живым, быстрым на разные выдумки. Совершенно неожиданно он умер совсем еще молодым, в возрасте 39 лет.

- Эта бездарная дура смерть, - негодовал Мусоргский, - косит не рассуждая, есть ли надобность в ее проклятом визите!

Чтобы почтить его память, друзья художника организовали выставку произведений Гартмана. Здесь были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к  операм, рисунки и наброски.

Мусоргский не раз обошел экспозицию. Всматриваясь в работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его "картинки" в своей музыке. Композитор чувствовал себя на подъеме.  Увлекшись, он принялся за осуществление своего замысла. ".."Гартман" кипит, - писал он Стасову, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге...". Весь цикл был написан меньше чем за три недели.

Из множества экспонатов выставки композитор отобрал всего десять. И создал музыку, которая по своей выразительности намного превосходила не столь уж высокие достоинства "картинок" Гартмана. Тем самым он в полном смысле слова увековечил память своего друга. Сегодня "Картинки с выставки" Модеста Мусоргского звучат во всем мире в исполнении лучших пианистов. Сделано несколько переложений для симфонического оркестра. Самое яркое из них - оркестровка известного французского композитора Мориса Равеля.

Музыка сюиты необыкновенно красочна, живописна. Композитор сознательно стремился к "картинности" своего цикла, справедливо считая, что благодаря этому его сочинения станут более доходчивыми, волнующими всех. Однако, это ни в коем случае не "застывшие полотна". Знаменитый цикл Мусоргского - это не только "картинки", написанные музыкантом, но маленькие драмы, в которых раскрыта суть явлений жизни, - сквозь звуки как бы просвечивает душа события, "душа вещей" (Б.Асафьев).

Открывает цикл своеобразный пролог - "Прогулка". Что-то родное русскому сердцу слышится в этой музыке - звучит русский распев. А потом мелодия "Прогулки" будет сопровождать нас по выставке, служа связующей нитью между пьесами. И даже там, где надобность в такой интермедии отпадает, мелодия ее входит в музыкальную ткань очередной картинки - измененная и преобразованная, но всюду узнаваемая. Это своеобразный музыкальный автопортрет композитора.

- В интермедах, - усмехался Мусоргский, - моя физиономия видна.

"Прогулки" не являются воплощением какой-либо из картин Гартмана. Эти - "От автора" - строки музыки удивительным образом объединили этот альбом-серию в одно художественное целое. "Прогулки" - экспозиция дум и чувств самого Мусоргского... чуткий и отзывчивый тема-образ, своеобразный эмоциональный отклик композитора на только что виденное". (А.Шнитке)

Десять пьес сюиты чередуются по принципу контрастного сопоставления. Эксцентричная и настороженная мелодия пьесы "Гном" сменяется темой печальной и вдохновенной ("Старый замок"), веселое легкое скерцо "Тюильри" переходит в тяжеловесное и неуклюжее "Быдло"...

Завершает цикл пьеса "Богатырские ворота", в которой знакомая мелодия "Прогулки" приобретает величавый, торжественный вид, обрамляя и завершая вереницу образов интонациями, пропитанными могучей, истинно русской мощью и богатырской силой.

"Картинки с выставки" Мусоргского принадлежат к числу ярко реалистических произведений русского музыкального искусства. Не имея себе подобных по остроте, смелости и оригинальности замысла, они представляют собой уникальное явление в сокровищнице русской музыки. "Картинки с выставки" - не иллюстрация к выставке работ Гартмана и не просто программно-характеристическая сюита. Жанр ее неповторим и единичен, как неповторимы ее замысел и история создания". (А.Шнитке)

Использованная литература:

1. Л.Тарасов. Музыка в семье муз., Л.: Дет. лит.. 1985.
2. Л.Рапацкая. История русской музыки от Древней Руси до "серебрянного века"., М., Владос. - 2001.
3. А.Шнитке. Картинки с выставки // Вопросы музыкознания. М., 1954. - вып. 4.
 

Полезные ссылки

А.Майкапар. Музыковедческий и исполнительский анализ  цикла "Картинки с выставки" (Полезный совет: если в открывшейся странице вместо букв окажутся вопросительные знаки - поменяйте вид кодировки в меню "Вид" вашего браузера).