Князь Игорь

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.9 (45 оценок)
Жанр: 
опера
Стиль: 
русская классика
Композитор: 
Бородин А.П.
Слова: 
Бородин А.П.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Класс: 
4
5
6
Опера А.П.Бородина

В том, каким достижением стала опера «Князь Игорь», важнейшую роль сыграло то, что её писал человек, органично сочетавший в себе качества выдающегося учёного и талантливого музыканта. Написанию её либретто и музыкальных фрагментов предшествовала большая исследовательская работа. Александр Порфирьевич изучал множество источников, связанных со «Словом» и той эпохой. Это и летописи, и исторические повести, исследования о «Слове».

«Либретто оперы Бородин писал сам. Здесь в значительной степени раскрылся еще один его талант - литературный. Главным источником для него послужило «Слово о полку Игореве», пронизанное идеей народного патриотизма. Та же идея лежит в основе содержания оперы «Князь Игорь» - героической эпопеи, воплощающей величие русского народа, его беззаветную преданность родине. Это нашло выражение и в монументальных хоровых сценах оперы, и в столкновении двух противоположных миров – двух укладов жизни, двух культур, и в осуждении тех, кто заботился лишь о собственных личных интересах, и в положительных образах главных героев. Не случайно образ Игоря в опере – поистине собирательный, обобщающий лучшие качества русского воина-полководца, патриота, человека». (А.П. Зорина).

Бородин понимал, что для того, чтобы опера приобрела характер подлинного повествования, всё это должно воплотиться в её музыкальном строе. И он берётся за изучение старых напевов, выискивая в них то, что позволило создать необходимые ему мелодические характеристики.

Наиболее характерен в этом отношении балетный фрагмент 2-го действия «Половецкие пляски». Для его создания Александру Бородину потребовалось не просто написать мелодии с восточным колоритом – ему понадобилось максимально возможно приблизиться к музыке уже исчезнувшего народа. Он изучал большое количество музыкального материала, фактически проводил музыкальные «археологические раскопки». А по их результатам синтезировал мелодии, характеризующие в опере жизнь половецкого стана. Об успехе, которым увенчалось это исследование, говорит то, что «Половецкие пляски» не только стали грандиозной музыкальной составляющей в опере «Князь Игорь», но и приобрели статус самостоятельного произведения. Этот знаменитый фрагмент оперы исполняется и симфоническими оркестрами, и балетными труппами. Ряд выдающихся балетмейстеров ставил этот номер и как отдельное произведение, и как часть оперы, что ее необычайно украсило.

Почти сто лет назад В. В. Стасов писал о «Князе Игоре» как о монументальном явлении русской музыки; критик относил оперу к числу величайших среди созданных в XIX веке, наряду с «Русланом и Людмилой» Глинки, «Борисом Годуновым» Мусоргского. Позже, на рубеже XIX и XX веков, сетуя на то, что гениальные творения Бородина, и в первую очередь «Князь Игорь», еще не оценены по достоинству, Стасов предвещал: торжество Бородина, «конечно, впереди». И он оказался прав.

Педагогическая ремарка

Яркая, самобытная, наполненная сильными эмоциями и чувствами, музыка А. Бородина обычно с удовольствием воспринимается детьми. Это удовольствие будет еще большим, если учитель подготовит подростков к восприятию оперы, продемонстрировав самые важные темы, интонации и интонационные связи.

Очень важно остановиться на продолжении в оперном жанре традиций эпической оперы, заложенных М. Глинкой. Этот материал во многом носит обобщающий характер, поэтому стоит его преподнести целостно, в виде наиболее важных с точки зрения развития оперного спектакля, фрагментов: хор «Слава», сцена затмения из пролога оперы, хор «Мужайся, княгиня» из I действия оперы, арии князя Игоря и хана Кончака из II действия, Половецкие пляски, Плач Ярославны.

По мотивам оперы снят художественный фильм, который, конечно же, стоит использовать в учебном процессе. Просмотр видеофильма предваряется беседой об исторических событиях XII века, о «Слове о полку Игореве». Фрагменты видеофильма соединяются с чтением фрагментов «Слова», либо его пересказом близко к тексту, либо чтением фрагментов либретто оперы (Б.С. Рачина)

Музыкальная характеристика отдельных номеров

В этой опере "...музыка складывается из огромных устойчивых, массивных «пластов» звучаний, плотно прилегающих друг к другу, словно могучие камни или бревна в крепостной стене.

... Настроение эпического сказа о стародавних временах устанавливается уже в оркестровом вступлении к Прологу. Неторопливый темп... тяжелое переступание мелодии по секундам... Ее движение напоминает трезвон медлительно раскачивающихся колоколов. Неспешно и размеренно плывет он в воздухе, доносясь откуда-то издалека смягченный расстоянием. Такое вступление настраивает на долгое повествование, которому надо внимать терпеливо и благоговейно." (А.Сохор)

Основную идею пролога можно определить как «Русь, поднявшуюся на врага». Тон задает здесь мощный начальный хор «Слава», с его двумя темами: мужественной энергичной главной и дополняющей её светлой, приветливого характера второй. Далее следует сцена Игоря с народом, построенная на интонациях вступительной темы к хору «Слава». После ряда сольных и ансамблевых эпизодов вновь возвращается хоровая «Слава», ее заключительный характер подчеркнут слиянием обеих тем в единой мелодической линии басов. В результате всего этого создается широкое цельное полотно, на котором очерчен образ народа, охваченного единым патриотическим чувством.

Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает яркий героический образ. С этой стороны Игорь показан уже при первом появлении в опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном ариозо после затмения.

Наиболее полно Игорь предстает перед нами в большой, развернутой арии второго акта – его «музыкальном портрете». В центре арии – широко известная тема, которую можно назвать темой «свободы и родины» Ее волевые, энергичные интонации встречаются в ряде эпизодов, раскрывающих мужество, душевную стойкость Игоря и Ярославны, – в призыве Игоря, вдохновляющего рать на битву, в решительной отповеди Ярославны Галицкому... Но в арии Игоря эти интонации приобретают особую драматическую окраску и сочетаются с интонациями устремления, порыва, что создает высокий эмоциональный тонус, – так раскрывается сила чувств героя. Выделяя главное, типичное в образе Игоря, Бородин с замечательным мастерством сумел показать в той же арии и состояние героя в настоящий момент. Речитатив и медленные, тяжеловесные «шаги» в оркестре – так начинается и заканчивается ария – передают страдания томящегося в плену князя.

Замечательна по художественным качествам и лирическая тема арии в сравнении с предыдущей. В ней меньше речевых, декламационно-призывных интонаций, она более песенна, кантиленна. Тема воплощает горячее чувство любви и нежности к супруге, к «голубке-ладе».

Ярославна – достойная подруга Игоря. Ласковая, мягкая и женственная, она, когда это необходимо, обнаруживает и силу и твердость характера – качества, сближающие ее с Игорем. В образе Ярославны Бородин создал первый в нашей оперной литературе героический тип русской женщины.

В последнем акте, Бородин тонко подчеркивает общность судьбы, общность переживаний героини и народа. Плач Ярославны об Игоре и его воинах словно перерастает в «плач народа» – хор поселян. Хор дан непосредственно за Плачем, между ними есть и прямая интонационная связь: выдержанный, долгий звук и такая же октава (фа-диез) – яркая выразительная деталь сквозной, объединяющей темы Плача и в то же время своеобразная концовка каждого куплета хора.

Важный контраст в музыкальную драматургию оперы вносит линия Владимира Галицкого и его приспешников. В темах-характеристиках, рисующих этих любителей пожить в свое удовольствие, темах музыкально ярких, интересных, слышится и бесшабашное веселье, а порою буйное озорство, и скоморошье глумление, и хмельное приплясывание с притоптыванием. И все это так отличается от величаво-благородных тем Игоря, Ярославны и других русских людей, переживающих вместе с родиной час тяжелых испытаний.

Однако противоречия в русском лагере носят все же частный, подчиненный характер в сравнении с основным конфликтом: русские – половцы. Какими же показаны в опере половцы? В большой арии Кончак обрисован грозным, умным и умеющим оценить доблесть противника восточным владыкой. Вряд ли он уступает Игорю как воин, как полководец. Но в музыке арии Кончака как в зеркале отражен и весь половецкий мир, особенно же такие его качества, как стихийная сила, воинственность, дикая энергия. Именно с этой стороны характеризует половцев лейтмотивная тема – широкие, размашистые ходы оркестра (по тритонам), – звучащая во вступительном речитативе к арии.

Другая тема, лежащая в основе последнего раздела арии Кончака, рассказа о невольницах, – остро танцевальная, динамичная – играет важную роль в половецких плясках второго акта; на ее упругом, пружинящем ритме строится бурный, неистовый величальный хор половцев. Родство характеристик Кончака и половцев, так же как и близость Игоря и Ярославны русским народным образам, весьма примечательно.

Важную роль в опере играют женские половецкие образы. Они сосредоточены в основном в первой половине второго акта. Песни и пляски девушек-половчанок отличаются нежностью, томностью, грацией, порою в них сквозит задумчивая печаль. В центре женского мира – пылкая и страстная ханская дочь, красавица Кончаковна.

Типичные черты музыки ряда восточных народов – извилистая, богато изукрашенная мелодия с прихотливым, капризным ритмом и часто контрастирующим ей мерным, неизменным аккомпанементом – с замечательным мастерством использованы, например, в песнях и танцах половчанок. И как верно передано здесь своеобразное сочетание почти импровизационной свободы с размеренностью, томной неги с порывистостью!

По материалам книги Г. Головина «Князь Игорь» А. П. Бородина: Путеводитель по опере. – 3-е изд., доп. – М.: Музыка, 1980.

И 18 лет мало....

Потратив на создание оперы рекордные 18 лет, Бородин ее так и не закончил. Почему? Принято считать, что ему помешали его занятия химией, медициной, преподавательской и общественной работой. Однако Т.В. Чередниченко резонно отмечает, что в течение этих долгих лет композитор начал и успешно завершил целый ряд других сочинений. Так все-таки что же его останавливало, почему это произведение никак "не заканчивалось"?

По ее мнению, Бородин остановился перед невозможностью итога: "В оперном финале необходимо торжество одной из сил или их слияние, а ни то, ни другое не соответсовало самобытной красоте "русской" и "половецкой" музыки оперы.

В музыке пять низких голосов - басы и баритон. Бас - голос фундаментальный, означающий силу и мощь. Необычайное их обилие (оперная "норма" - 1-2) придает партитуре Бородина звуковой характер незыблемой твердыни. Это отвечает и источнику сюжета - древнему "Слову", на котором покоится русская литература, и самому образу Древней Руси в национальном сознании.

Однако все басы - либо враги, либо изменники, либо просто сомнительные персонажи: ханы Кончак и Гзак, разгромившие русскую дружину, разгульный князь Владимир Галицкий, метящий в самозванные правители Путивля; наконец, один из обслуживающих шальные потехи Галицкого скоморохов. Сфера низкого вокального звучания как сфера чужого, опасного, включает еще и контральто Кончаковны.

Напротив, высокие или относительно высокие тесситуры располо­жены на «русском» фланге. Игорь - баритон; сын Игоря Владимир - тенор; помогающий Игорю бежать из плена крещеный половчанин Овлур тоже тенор. Итак, с одной стороны, сползший в басовую сферу баланс регистров - знак вечной прочности национально-исторической почвы; с другой, - этот же заглубленный регистровый строй означает «нехристей» - азиатов (или своих, готовых погубить отчизну) Образ Руси как бы раздваивается он велик, он прочен - «Азией».

Не следует забывать, что русский князь в сюжете оперы терпит поражение, хотя не теряет своей нравственной высоты. Но и победив­ший его хан демонстрирует великодушие и приязнь к русскому князю. Эта двойственность историко-нравственного конфликта, когда ни на чьей стороне нет единственно верной правды, никто не победил и не побежден; но обе стороны как бы застывают в противостоянии-взаимозависимости, выражена и в музыкальной драматургии.

«Русские» сцены занимают в написанном Бородиным столько же места, сколько «половецкие». Яркость музыки, хотя и разная по смыслу (знаменитые «Половецкие пляски» увлекают прежде всего экзотической роскошью и стихийностью: русские хоры - ясным, мощным, светлым полнозвучием), тоже одинакова в «европейских» и «азиатских» сценах.

Бородину, как, может быть, никому другому в русской музыке, удалось с равной убедительностью воссоздать восточную интонацию в арии Кончака и славянскую в арии Игоря. «Половецкие» фрагменты оперы - это не музыка о Востоке, каковой оставалась все же, несмотря на редкостную стилевую естественность, лезгинка из «Руслана», а словно музыка самого Востока. Возможно, в «Князе Игоре» впервые - собственно-музыкальными средствами - сформулировано понимание евразийской сущности русской истории - истории, которая погружена в невозможность окончательного выбора между Западом и Востоком и которую поэтому не удается «приспособить» ни к одной из заимствуемых цивилизацион­ных моделей. Такая история не имеет предсказуемой перспективы и однозначного смысла. И композитор не знал, чем закончить оперу. Заключительный хор, славящий в редакции Римского-Корсакова и Глазунова возвратившегося из плена князя, который потерял дружину, оставил в плену сына (впрочем, влюбленного в дочь главного врага), - явная натяжка, попытка повторить финальную «Славу» «Жизни за царя» Но в глинкинской опере западные завоеватели остались в непролазном болоте, а в "Князе Игоре" в восточных топях у реки_каялы осталось христианское воинство".

Чередниченко Т.В. "Музыка в истории культуры" вып. 2., М., Аллегро-пресс, 1994.

Полезные ссылки
  1. Краткое содержание, история создания и постановок оперы "Князь Игорь" на википедии
  2. Партитура, клавир и переложение оперы А.П.Бородина "Князь Игорь". Ноты
  3. "Князь Игорь" полный текст оперы (слова)
  4. "Слово о полку Игореве" перевод Н.Заболоцкого
  5. "Слово о полку Игореве" в пересказе для детей В. Яхнина читает В.Соломин
  6. Эскизы декораций к опере Н.К.Рериха
  7. Межпредметные связи. Школьный урок на стыке истории, музыки, МХК  "О чем пел Князь Игорь"
Материал по теме: 

Улетай на крыльях ветра

Хор из оперы А.П.Бородина "Князь Игорь"

Переложение для 2-х голосного хора в сопровождении ф-но. Примеры различных интерпретаций

для 7-9 кл.