Мама

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (2 голоса)
Жанр: 
пьеса
камерная музыка
Стиль: 
романтизм
Композитор: 
Чайковский П.И.
Слова: 
Лунин В.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Тональность: 
Соль мажор
Характер: 
спокойный
нежный
ласковый
Класс: 
1
2
3
из "Детского альбома" П.И. Чайковского

Мама - самое первое и самое дорогое слово для каждого человека на земле.  Сама жизнь подсказывает темы уроков, в которых она может прозвучать: материнство, доброта.

Первое восприятие этой музыки может и должно быть обращено к образу собственной мамы - самой красивой для каждого ребенка. Нарисовать ее портрет, или мысленно приласкать во время звучания пьесы Чайковского - такие задания должны идти раньше всех других. Но даже и в последующих прослушиваниях, предполагающих более подробную детализацию и анализ музыкального языка главный "художественный тон", образ - не должен теряться из виду.

1-2
"Перепутанное стихотворение"

Поэт В.Лунин к этой пьесе Чайковского сочинил очень добрые и нежные стихи.

Но в типографии при наборе текста куски стихотворения перепутались. На своем месте оказалось только самое первое четверостишие. Предложите ребятам, ориентируясь на характер музыки в разных частях пьесы расставить фрагменты в правильном порядке.

№ 1.
Я так люблю тебя!
Мне нужно, чтобы ты
И в час и в день любой
Всегда была со мной.

№ ?
Добрее нет тебя,
Любимей нет тебя
Никого,
Нигде,
Мама моя,
Мама моя,
Мама моя!

№ ?
Я так люблю тебя,
Что и сказать нельзя!
Но не люблю, когда
В слезах твои глаза.

№ ?
Я так тебя люблю!
Хоть обойди весь свет,
Тебя красивей нет,
Тебя нежнее нет.

Вот что должно получиться у вас после выполнения задания:

Я так люблю тебя!
Мне нужно, чтобы ты
И в час и в день любой
Всегда была со мной.
Я так люблю тебя,
Что и сказать нельзя!
Но не люблю, когда
В слезах твои глаза.
Я так тебя люблю!
Хоть обойди весь свет,
Тебя красивей нет,
Тебя нежнее нет.
Добрее нет тебя,
Любимей нет тебя
Никого,
Нигде,
Мама моя,
Мама моя,
Мама моя!

2-3
Полифонический ансамбль

Эта пьеса имеет очень тонкий, как бы заретушированный полифонический склад. Но почувствовать это внутреннее богатство на слух – почти невозможно. Только если сыграть. Причем сыграть осознанно полифонично – разные голоса (даже дублирующие друг друга) на разных инструментах.

Первые 8 тактов прекрасно раскладываются на партитуру, доступную для исполнения «школьным» составом инструментов даже с не очень искушенными в чтении нот учениками. Партия диатонического металлофона и 6-и струнной гитары (где используются только две открытые струны «ре» и «соль») доступны практически любому ребенку. Партии блокфлейты и фортепиано – тем, кто совcем недавно начал заниматься на соответствующем инструменте.

Памятка педагогу.

Целесообразность обращения к самому понятию и термину «полифония» зависит от общего контекста, в котором окажется данная пьеса в рамках темы урока и четверти.

"Полифонический ансамбль" в воздухе

Если вам удалось исполнить в классе восьмитактовую партитуру из предыдущего задания, то удачным ее продолжением будет сочетание инструментального ансамбля с методом высотного моделирования. Суть данного метода в том, что дети при слушании показывают в воздухе мелодию, соблюдая ее характер и общее направление движения.

Разделите класс на «инструментальные партии» чтобы каждый ребенок в классе изображал в воздухе звучание партии только одного инструмента. Тогда у вас получится партия металлофонной мелодии, флейтовой мелодии и т.д.

Попросите ваших ансамблистов исполнить пьесу еще раз. А затем, перехватив инициативу, попросите угадать, партию какого инструмента вы сейчас продолжили на фортепиано. Показывать движение мелодии в воздухе должна при этом только та команда, которая узнала «свой» голос.

Начните с партии фортепиано – узнать ее будет просто. Затем добавьте «партию гитары». Здесь ошибок также быть не должно. Теперь забавьте самый верхний голос. – тут ошибки почти неизбежны. Возникнет проблемная ситуация, разрешить которую можно будет только если сыграть партию правой руки в тактах 9-16 отдельно и предельно внимательно вслушиваясь в очень близкие интервальные сочетания.

После того, как проблемная ситуация будет разрешена и дети «распределят» между собой 2 верхние мелодические линии, предложите прослушать музыку повторно с самого начала – теперь уже в вашем фортепианном исполнении и с детским показом разных мелодических линий по командам.

При этом (снова без предупреждения!) сыграйте пьесу уже целиком до конца.

Памятка педагогу

Если данный метод вы раньше не использовали на уроке, то перед выполнением задания убедитесь в том, что дети правильно поняли суть нужных движений. Возможны ошибки в том плане, то вместо показа направления движения мелодии, дети могут подумать, что следует изобразить инструментальные движения – удары молоточком, нажатие клавиш и т.п.

Услышанная форма

Логическим результатом предыдущего задания станет не только объемное слышание полифонической ткани, но и первое представление о форме пьесы. Дети наверняка заметят и изменение характера во втором предложении, и возвращение первоначальной мелодии, и нисходящие хроматизмы в преддверии коды, да и саму коду, сильно отличающуюся от всего предыдущего звучания. Составьте буквенный план частей этой пьесы. Пусть дети скажут несколько слов о характере каждой из них.