Марш деревянных солдатиков

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.4 (15 оценок)
Жанр: 
пьеса
марш
камерная музыка
Композитор: 
Чайковский П.И.
Слова: 
Маслова И.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Тональность: 
Ре мажор
Характер: 
веселый
игрушечный
осторожный
Класс: 
1
2
из "Детского альбома" П.И. Чайковского

"Марш деревянных солдатиков" является одной из самых популярных детских пьес. Без него не обходится ни одна школьная программа по музыке. И "методическая история" педагогической жизни этого произведения насчитывает уже более 100 лет.

Видный отечественный педагог Надежда Львовна Гродзенская знакомила детей с этой пьесой так:

Прежде чем исполнить этот марш, рассказываю о том, что великий русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил детей. У него среди них было много маленьких друзей. Петр Ильич специально для ребят сочинил пьесы и составил сборник, который назвал «Детским альбомом». В этом сборнике есть «Марш деревянных солдатиков». Это марш игрушечных солдатиков. Слушаешь его и представляешь себе, как деревянные солдатики шагают под музыку марша, в которой слышится маленький барабан.

После исполнения обычно задаю вопрос: «Похож ли этот марш на марш для взрослых? Можно себе представить, что под этот марш шагают, например, взрослые солдаты?» Такое предположение вызывает оживление, смех. «Чем же этот марш непохож на «взрослый» марш?» Дети отвечают: «Он маленький, веселый, довольно тихий». Помогаю: «А шагают солдатики легко или тяжело? Звуки в марше высокие или низкие, «тяжелые»?» Затем повторяю марш.

Иногда говорю так: «Давайте представим себе, что солдатики идут откуда-то издали, приближаются к школе, а потом постепенно удаляются, уходят. Какая музыка будет звучать сначала: громкая или тихая?» Дети слушают особенно внимательно, напряженно, при полной тишине, которая так в данном случае ценна, и, как правило, дают правильный ответ.

На следующем уроке нужно закрепить понятие «маленького марша игрушечных солдатиков» и проверить, поняты ли его особенности. «Сегодня я даю вам такую задачу: сыграю несколько «взрослых» маршей, среди них будет и «кукольный, игрушечный» марш, но не тот, который вы слушали в прошлый раз, а новый. Когда вы услышите его, поднимите руки». Исполняю начало двух-трех маршевых песен, довольно громких, торжественных, а потом «Марш солдатиков» из «Детского альбома» Шумана.

Дети внимательно слушают все эти марши и обычно, правильно определяют, какой из прослушанных маршей «игрушечный».

Далее ставлю новую задачу, цель которой — проверить, в какой степени дети запомнили музыку марша Чайковского. Говорю: «Сейчас я исполню несколько «игрушечных» маршей, а вы должны узнать тот, который слушали в прошлый раз, - «Марш деревянных солдатиков».

На следующем уроке обращаю внимание детей на то, что музыка в середине «Марша деревянных солдатиков» меняется. Детям трудно определить, в чем заключается это изменение. Обычно я сама говорю, что марш становится как будто более строгим, серьезным. Затем проигрываю марш еще раз и предлагаю детям поднять руки тогда, когда они услышат, что музыка изменилась.

Поэтические фантазии на музыку Чайковского

Достаточно популярны в поурочных методических разработках к этой пьесе стихи В. Лунина. Вот эти строки:

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов и оград,
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Мы легко и весело идём.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Песню деревянную поём.

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.
Ать-два, левой-правой, ать-два левой-правой,
Командир ведёт нас на парад.

Ритмическая музыкальная организация в них соблюдена точно. А вот фабула тонально-гармонического развития – нет. Контрастная средняя часть с настороженно-минорным оттенком гораздо ярче отражена в стихах  И. Масловой:

Раз-два, чётким шагом,
Дружно, всем отрядом
Мы в дозор выходим в час ночной.
Рады нам игрушки,
Зайцы и лягушки,
И кивает кукла головой
Очень мило!

Но за поворотом,
Лишь пройдём ворота,
Кто-то страшный прячется от нас
За дубом…
А в лесу, от ёлок,
Из густых иголок
В нас нацелен жёлтый волчий глаз
И зубы!

Но шагает гордо,
Ставит ногу твёрдо
Деревянных воинов отряд.
Мы стоим на страже,
Нам никто не страшен!
Будет нам наградой куклы взгляд!

По материалам сайта "Золотая строфа"

Этот же нюанс можно "обыграть" и в движении. Для этого подойдет игра Б. Рачиной  "Прятки".

Боевой инструментарий

Пусть ребята сами назовут инструменты, которые:
а) удобны в боевом походе
б) могут передать "игрушечный" характер музыки
в) подойдут для изображения именно ДЕРЕВЯННЫХ солдатиков.

Из ответов ребят несложно будет "собрать" ансамбль, которым исполнить ритмическую партитуру в сопровождении фортепиано.

В обработке И.Г. Лаптева использован следующий состав:

Ксилофон
кастаньеты
бубен
румба
барабан.

В приложенной партитуре каждая часть пьесы расположена на отдельном листе. Это будет удобно, если вы захотите учить пьесу не целиком, а только какую-то одну часть. Можно также использовать не весь инструментальный состав, а лишь партии 1-2 инструментов.

Партитура в оригинальной тональности Ре-мажор дополнена вариантом в транспорте в До-мажор - на тот случай, если у вас имеются только диатонические ксилофоны.

Более сложный вариант ритмической партитуры - уже с минимальной поддержкой фортепиано вы найдете в соответствующем разделе нашего сайта - "Игра на инструментах"

Использованная литература:

Лаптев И.Г. Детский оркестр в классе.М. 2001

Полезные ссылки

А. Майкапар. Музыковедческий и исполнительский анализ пьесы .

Фрагмент мультфильма на основе пьес из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Кстати, неплохой повод не только оживить видеоряд урока, но и предложить детям ряд музыкальных заданий.

1. Определить какие инструменты звучат в оркестровом переложении "Марша деревянных солдатиков"? Можно по ходу звучания изображать "исполнительскими движениями" тембр того инструмента, который ученики слышат в данный момент.

2. Аранжировщик не просто переложил музыку этой пьесы для оркестрового состава. Он кое-что добавил к оригинальному тексту Чайковского. Смогут ли ребята на слух определить что и когда. Если смогут, то может быть дадут и свое объянение, почему аранжровщику захотелось так сделать?

Материал по теме: 

Марш деревянных солдатиков

из "Детского альбома" П.И. Чайковского

5 ксилофонов, барабан и фортепиано

Для 2-4 кл.

Прятки

Игра на различение динамических оттенков

для 1-3 кл.