Март. Песня жаворонка

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.5 (4 голоса)
Жанр: 
пьеса
камерная музыка
Стиль: 
романтизм
Композитор: 
Чайковский П.И.
Слова: 
Майков А.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Тональность: 
соль минор
Характер: 
нежный
мечтательный
напевный
Класс: 
2
4
5
6
из цикла "Времена года" П.И. Чайковского

Поле зыблется цветами
В небе вьются света волны,
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны
А.Майков
 

Жаворонок – маленькая полевая птичка, издревле считающаяся в России символом весны, пробуждения природы, начала новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована Чайковским простыми, но очень выразительными средствами.

В основе всей пьесы лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением, мягко и проникновенно отзывающаяся в басу (такт 3-11), и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием (такты 11-23). Затем первая тема повторяется, образуя простую 3-хчастную форму, типичную для пьес цикла "Времена года".

В начале второй части автор подчеркивает характер исполнения ремаркой: un pochettino piu mosso, что можно перевести как – чуть более оживленно. Мы постоянно убеждаемся в том, как важны для композитора нюансы, несущие в лирическом произведении основную эмоциональную нагрузку.

В переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, имитирующие трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Завершает пьесу кода, где в последних четырех тактах повторяется заключительная «прощальная» интонация, на pianissimo c неизменной ферматой над последним аккордом, что так свойственно стилю П.И. Чайковского.

Любопытная мысль была высказана в одной из лекций-концертов Михаилом Казиником: «…Конечно, с одной стороны, Чайковский подражает песне жаворонка. С другой стороны, здесь явно ощущается романсовость. А с третьей, я осмелюсь утверждать –  это, по сути, симметрично зеркальное отражение «Октября» - Осенней песни…».

Материал подготовлен С.Старобинским

Вопросы-задания:

1.     В какой форме написана пьеса «Песнь жаворонка»?
2.     Сколько тем лежит в основе этой пьесы? Охарактеризуйте их.
3.     Какие приемы, подражающие птичьему пению, использованы в пьесе?

2
Какой регистр?

Если дети уже знакомы с понятием «Регистра», то им несложно будет перед первым прослушиванием сделать верное предположение о том, в каком регистре прозвучит эта пьеса. Предложите им проверить свою гипотезу, а заодно прислушаться к другим регистрам: вдруг они заметят там что-то интересное, неожиданное?

Задания по нотам
4-6
Эксперимент "бельканто"

Предложите детям пропеть основную мелодию «Жаворонка». Можно – в транспорте в более удобную тональность e-moll.

Отдельным смельчакам предложите попробовать спеть соло с триольным украшением. Почти наверняка попытки окажутся не особо удачными. И это очень наглядный пример для осознания различий в вокальной и инструментальной мелодике, либо удобный повод для разговора о виртуозном вокале (Алябьев «Соловей», итальянское бельканто и пр.)…

Проследить за 1-й темой

Предложите ученикам проследить по нотам проведение первой темы. Сколько раз она звучит в начале? А в конце? В двух дополнительных финальных проведениях темы как изменяется динамика? Какой эффект возникает благодаря этому? К какой части формы относятся эти два проведения?

А теперь и за 2-й

Вторая тема отмечена в нотах оранжевым цветом. Вместе с детьми определите на слух, совпадает ли цветной фрагмент с темой целиком? Сколько раз проводится вторая тема? В каких регистрах? При смене регистра она переходит в другой голос? Сравните это с тремя проведениями первой темы.

Сравниваем, анализируем...
  1. Сравните мелодии первой и второй темы. Чем они похожи? Чем различаются?
  2. В конце второй части возникают короткие мотивы. Один из них отмечен красным цветом. Из какой темы он вырастает? Докажите.
  3. А зеленый мотив? Докажите.
  4. Практически вся вторая часть звучит на фоне одного и того же звука в басу. Как называется такой прием? Какие именно звуки здесь использованы? Почему?
Март ... без жаворонка

Предложите для сравнения фрагменты из двух вариантов пьесы – с форшлагами и триолями, и без них. Пусть ученики для начала «на глаз» определят, в чем разница. Затем исполните на фортепиано предложенный фрагмент и в одном, и в другом варианте. Как изменяется звучание  с украшениями и без них? Когда ученикам уже будет хорошо знакома эта музыка в авторском варианте – с украшениями, то попробуйте еще раз целиком исполнить пьесу без них. В таком виде ее «романсовость» будет очень хорошо слышна.

Материал по теме: 

Встреча весны

заклички, веснянки

Русские календарные обряды

для 1-4 кл.

Жаворонок

музыка М.Глинки, слова Н.Кукольника, из цикла "Прощание с Петербургом"

романс в сопровождении фортепиано
тема для проектной деятельности

для 4-7 кл.