Музыкальная табакерка

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.3 (7 оценок)
Жанр: 
камерная музыка
пьеса
вальс
Стиль: 
русская классика
Композитор: 
Лядов А.К.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Тональность: 
Ля мажор
Ре мажор
До мажор
Характер: 
игрушечный
механистичный
изящный
Класс: 
1
2
3
Вальс-шутка А.К.Лядова

Фортепианные миниатюры составляют большую часть творческого наследия Лядова. Им написано множество прелюдий, мазурок, вальсов, этюдов... Его пьесы в истинно русской манере, с «ювелирно отточенными деталями», напоминают игру в «бирюльки». Как известно, один из его циклов так и называется: «Бирюльки».

Пьеса «Музыкальная табакерка», посвящённая сыну Михаилу, необычайно популярна. В этом произведении остроумно воспроизведено звучание заводного музыкального инструмента. Мелодия незатейлива и очаровательна в своей наивности. Лядов снабдил пьесу единственным в своем роде обозначением: «automaticamente», т. е. «автоматично». Ритмическое постоянство в сочетании с постоянством структуры, неизменность динамики (рp) и способа исполнения  (staccato sempre) подчеркивают механический словно "стеклянный" характер этой музыки.

Существует масса переложений этой пьесы для различных музыкальных инструментов – от балалайки до контрабаса – и инструментальных составов – от двух-трех инструментов до симфонического оркестра.

«И как это у вас так мило в „Табакерке", когда вдруг что-то крякнет или чихнет вверху! Ах, как мило, ах, как комично и грациозно!» — писал В.В. Стасов Лядову после исполнения «Табакерки» в авторской редакции для небольшого инструментального состава.

Использованная литература:

Михайлов М.К. Анатолий Константинович Лядов. Очерк жизни и творчества, Л., 1985.

Материал подготовлен С.Старобинским

Творческие и практические задания
1-2
Одоевский и двигательная партитура

Вальс-шутка А.Лядова и сказка В.Одоевского "Городок в табакерке" словно созданы друг для друга! Правда, сказка достаточно длинная и выделить на уроке время для ее чтения сложно. Но такого рода домашнее задание первоклашкам с удовольствием помогут выполнить родители. Либо на группе продленного дня накануне урока музыки ее может прочесть воспитатель.

Ребятам, уже знакомым с сюжетом сказки, будет несложно вообразить себя жителями сказочного городка и исполнить танец-партитуру под эту музыку...

В сказке первыми навстречу главному герою попадаются колокольчики. Только пусть это будут не мальчики-, а девочки-колокольчики. Встав в один большой круг, они могут изобразить движениями сразу две фактурные линии, составляющие интонационную основу первой темы этой пьесы.

1. Сыграйте сначала только мелодию (восьмушки с паузами в верхнем регистре) и попросите на каждый звук делать наклон головой то в одну, то в другую сторону.

2. Затем попросите девочек расставить руки чуть-чуть в стороны (недалеко - так, чтобы они напоминали силуэт колокольчика) и покачивая кистями рук изобразить другие звуки. Сыграйте при этом линию среднего голоса (бесконечные повторения секундовых ходов).

3. А теперь попросите сделать оба движения одновременно и сыграйте обе линии - и мелодии, и среднего голоса. Задание сразу же становится непростым - ведь на каждое движение головы должно попадать по 2 движения кистями рук.

Мальчикам же, наверняка придется по душе роль Дядек-Молоточков. Их "танец" будет соответствовать партии левой руки у фортепиано. Под эти короткие фразы они, расхаживая в центре круга, могут делать головой такие движения, словно хотят лбом действительно кого-то ударить. При этом нужно обратить их внимание, что рукоятки у молоточков - прямые и поэтому корпус должен двигаться как негнущаяся палка.

Появление в музыке новой темы в нашей двигательной композиции будет соответствовать появлению следующего героя - Валика. Рисунок мелодической линии становится здесь гораздо более "вальсовым", и круговые движения просятся сами собой. Они могут быть совсем простыми - например, кругообразные движения то одной, то другой рукой по-очереди перед собой (так, словно наматываем клубок ниток). На эту партию могут переключиться мальчики (Валик - персонаж мужского рода!), а девочки просто постоят и подождут "своей" музыки. И, естественно, по возвращении первой темы ребята должны будут быстро сориентироваться и вернуться к предыдущим движениям.

Девочкам же, несомненно, придется по душе роль Принцессы-Пружинки. И в среднем разделе пьесы, там где музыка модулирует в ре-мажор, прекрасно сочетаются в себе две партии - и Валика, и Пружинки. На размеренные кругообразные движения руками в исполнении мальчиков-Валиков накладываются почти "балетные" повороты девочек-Пружинок (начиная с  9 такта средней части  девочки могут делать повороты по-очереди - в каждом следующем такте - новая пружинка-балеринка, а начиная с 16-17 такта почти наверняка ваша импровизированная балетная труппа не удержится, и все начнут кружиться одновременно - к этому подтолкнут закручивающиеся -совсем как пружинка! - пассажи шестнадцатых в кульминации раздела).

По окончании двигательной композиции посвятите полминуты обсуждению - что было сначала, что потом? ...почему делали такие движения, а не какие-нибудь другие? Каким образом музыка подсказывала какие и где нужно делать движения?

2-3
Театр теней: балетмейстеры и светорежиссеры

Под эту волшебную музыку, конечно, хочется немного волшебства и на уроке. - Пожалуйста!

Если в классе есть возможность убрать освещение, затемнить окна и включить яркий источник света, то можно устроить театр теней. Подойдет, например, луч диапроектора, мощный карманный фонарь или что-то в этом роде.

Для реализации идеи вам потребуется не так уж много реквизита: несколько фигурок балерин, сделанных из плотной бумаги или картона...

За  основу можно взять способ изготовления бумажных украшений "снежинки-балеринки". Единственная разница в том, чтобы они не висели, подвязанные на ниточку, а достаточно жестко крепились на длинном, но прочном стрежне  (подойдет тонкая соломинка для коктейля, металлическая основа от бенгальского огня и т.п.).

Настоящий восторг вызовут у ваших питомцев бумажные фигурки, которые при повороте будут изменять положение рук и ног. Для получения такого эффекта нужно взять два силуэта с разными положениями танца (но все-таки близкими по логике естественного движения, например - одну с поднятыми вверх руками, другую - с разведенными в стороны). На одной фигурке делается прорезь до половины сверху, на другой - до половины снизу и они "вставляются друг в друга" под углом 90 градусов. Тогда при небольшом повороте ваша балерина будет поднимать и разводить руки в стороны, а другая, возможно, - выпрямлять и сгибать ногу!

И вот на фоне круга света под музыку Лядова юные  кукловоды с упоением исполнят друг за другом (в заранее договоренном порядке !) целый кукольный балет, управляя вырезанными фигурками. Получится очень красиво и поэтично!

Дополнить эту сказочную картину можно игрой с цветом. Для этого понадобятся  прозрачные цветные светофильтры. Или, за неимением таковых, - прозрачные пластиковые папки разных цветов, или любая прозрачная, но цветная стеклянная посуда достаточного размера, которая сможет вам заменить цветофильтр. Тогда балеринки будут танцевать при постоянно меняющемся освещении, а ваша задача будет лишь ненавязчиво напомнить, что такое выразительное средство, как цвет - естественно, должно меняться не само по себе, а в соответствии со звучащей музыкой.

3
Сыграем "табакерку" сами! - партитура для металлофонов

Многообразие существующих обработок этой пьесы предлагаем дополнить еще одной - для ансамбля детских музыкальных инструментов. Во всяком случае, 1 часть пьесы, транспонированная в До-мажор, а особенно ее первая тема - вполне посильная исполнительская задача для ребят, регулярно занимающихся игрой на звуковысотных ударных инструментах.

Для разучивания партитуры вам потребуются 3 металлофона. Для исполнения вступления и второй страницы нужен хотя бы один хроматический. Если у вас имеются только диатонические инструменты - придется ограничиться исполнением первой темы. При этом краткую фразу со знаками альтерации во вступлении можно опустить или передать фортепиано. Также  придется исполнить на фортепиано партию "басового" металлофона, если на ваших инструментах диапазон внизу не достает до "Соль" малой октавы.

В зависимости от уровня исполнительского мастерства ваших воспитанников можете выучить полностью первую часть пьесы, или ограничиться первой страницей партитуры - здесь нотный текст проще. В самом доступном варианте можно исполнить партии только 1 и 2 металлофона с аккомпанементом фортепиано.

При разучивании партии 1 металлофона можно воспользоваться вспомогательной нотной записью, которая наглядно отражает простоту мелодического движения в этом голосе.

Порядок "наложения" партий друг на друга предлагаем следующий. Сначала будет полезно вслушаться в партию среднего голоса (исполнить ее ребята смогут буквально с первого раза) - ведь именно здесь сосредоточена "механистичность" музыкального образа, и именно эта фактурная линия является как бы его главным смысловым "фундаментом".

Затем "приладьте" к ней партию верхнего голоса. Этот дуэт неизменно даст ощущение двухдольности - обратите на это внимание ребят. Предложите среднему голосу попробовать "исправить положение" за счет сознательной акцентировки на "раз".

И, наконец, окончательному торжеству трехдольности поможет подключение нижнего голоса, который как раз и призван подчеркнуть вальсовость как метроритмическими, так и мелодическими средствами. И будет здорово, если ребята сами это заметят и сами объяснят, почему из трех голосов нижний - самый вальсовый.

Полезные ссылки
  1. "Музыкальная табакерка" в исполнении А.Рубинштейна
  2. А.Лядов. "Музыкальная табакерка". Ноты для фортепиано.