Ночь на Лысой горе

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (5 оценок)
Жанр: 
симфоническая музыка
симфоническая картина
Стиль: 
русская классика
Композитор: 
Мусоргский М.П.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Тональность: 
ре минор
Характер: 
решительный
дерзкий
нахальный
напряженный
зловещий
грозный
Класс: 
4
5
6
7
Симфоническая картина М.П.Мусоргского

«Ночь на Лысой горе» или «Иванова ночь на Лысой горе» - одно из четырех небольших произведений для оркестра, оставленных Мусоргским. Ведь все его творчество в основном вокальное: оперы, романсы, песни, обработки народных песен.

Это программное произведение было задумано и начато Мусоргским еще в годы ученичества. Здесь он обратился к фантастике, к области народных поверий и сказаний. Описания шабаша композитор тщательно разыскивал в различных книгах, посвященных поверьям; но, как знать — быть может, первым толчком к сочинению послужили воспоминания о няниных сказках, слышанных в детстве.

Во всяком случае, автор зорко следил за тем, чтобы не отступить от народного духа. «Для меня важная статья — верное воспроизведение народной фантазии», — говорил он. Модест Петрович очень гордился тем, что сочинение получилось «российским» и «самобытным»: форма его подсказана не европейскими образцами, а исключительно стремлением живо, красочно передать особенности замысла.

Лысая гора под Киевом - место знаменитое. Именно там встречается и развлекается вся славянская нечистая сила. А о сюжете своего сочинения рассказал сам композитор.

Из письма Мусоргского: «23 июня, в канун Иванова дня написана с божьей помощью «Иванова ночь на Лысой горе», музыкальная картина со следующим содержанием:

1. Сбор ведьм, их толки и сплетни.
2. Поезд Сатаны.
3. Поганая слава Сатане.
4. Шабаш.

Партитура писана набело, без черновых, начало сделано в 10-х числах июня, а 23-го - радость и ликованье...».

Вообще, Мусоргский долго и мучительно обдумывал в теоретическом, а порой и в философском плане каждую музыкальную идею, прежде чем зафиксировать ее в нотах. Воплощал же задуманное очень быстро. Так, по поводу создания "Ночи", композитор писал: "так и кипело что-то во мне, просто не знал, что со мной творится, т.е. знал, да этого не нужно знать, а то зазнаешься"

 «Ночь на Лысой горе» была закончена в 1867 году, и тут композитора ждало разочарование: Балакирев не захотел исполнить ее в концерте Бесплатной музыкальной школы. Он считал себя учителем Мусоргского, и решительно забраковал «Ночь на Лысой горе», потребовав от автора переработки сочинения. Мусоргский, глубоко убежденный в своей творческой правоте, отказался это делать. «Согласитесь Вы, друг мой, или нет, я не изменю ничего в общем плане и обработке, тесно связанных с содержанием картины и выполненных искренне, без притворства и подражания», — написал он Балакиреву.

По материалам сайта Мусоргский.ru

материал подготовлен С.Старобинским

Творческие и практические задания
Саундтрек наоборот

Кино  в различных вариантах стало сегодня важнейшим культурным пластом. Для подростков, привыкших запоминать музыку не иначе как под маркой саундтрека какого-либо фильма, может оказаться открытием, что бывает и наоборот! Не видеоряд порождает сопутствующее музыкальное сопровождение, а музыка вызывает к жизни идею  и образы фильма. 

"Ночь на Лысой горе, написанная почти 150 лет назад - оказалась настолько ярким и современным произведением, что художники-аниматоры вновь и вновь обращаются к нему, создавая по его мотивам мультипликационные фантазии.

В интернете можно найти сразу несколько мультфильмов,. созданных разными авторами в разные годы. Можно какой-то из них посмотреть вместе с детьми. Или даже сравнить несколько на предмет более или менее удачного "попадания" в образы, звучащие у Мусоргского...

А можно и свои силы попробовать в анимации. Вернее, не в анимации, а в жанре теневого театра, который при относительно несложном реквизите позволяет творить чудеса прямо на уроке. Все. что вам нужно - это убрать освещение, затемнить окна и включить яркий источник света (подойдет, например, луч диапроектора, мощный карманный фонарь или что-то в этом роде).

Подростки обычно с большим интересом относятся к темам колдовства, магии, нечистой силы. Вот и предложите им разделиться на небольшие группы и, подготовив дома нехитрый реквизит - картонные силуэты участников шабаша, разыграть перед источником света теневую анимационную партитуру под музыку. Нескольких силуэтов ведьмочек и упырей,  проносящихся на фоне яркого круга света - словно полной луны. - создадут незабываемый эффект  творящегося прямо здесь и сейчас колдовского действа.

Дополнить фантастическое зрелище можно игрой с цветом. Для этого понадобятся  прозрачные цветные светофильтры. Или вместо них - прозрачные пластиковые папки разных цветов, или любая прозрачная, но цветная стеклянная посуда достаточного размера, которая сможет вам заменить цветофильтр. Тогда огромный световой круг (луна) может становиться то кроваво-красной, то зловеще-сиреневой. Предложите ученикам придумать еще какие-то особенные эффекты, которые бы добавляли "жути" в это действо. - Они наверняка придумают!

Полезные ссылки
  • М.Мусоргский. Ночь на лысой горе. Переложение для ф-но. Ноты