Ночь в Мадриде

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.7 (9 оценок)
Жанр: 
симфоническая музыка
увертюра
Стиль: 
русская классика
Композитор: 
Глинка М.И.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Класс: 
4
5
6
Симфоническая увертюра М.Глинки

В 1845 году, во время своего испанского путешествия, после посещения нескольких провинций, Глинка направился в столицу - Мадрид. «Вскоре по приезде в Мадрид я принялся за «Хоту». Потом, окончив ее, внимательно изучал испанскую музыку, а именно напевы простолюдинов. Хаживал ко мне один zagal (погонщик мулов при дилижансе) и пел народные песни, которые я старался уловить и положить на ноты. Два Seguedillas manchegas мне особенно понравились и впоследствии послужили мне для второй Испанской увертюры».

Сама увертюра создавалась позднее, в Варшаве, где композитор жил в 1848—1851 годах. Глинка первоначально назвал свое сочинение «Воспоминания о Кастилии». Оно было исполнено в Петербурге 15 марта 1850 года, в том же концерте, что и «Арагонская хота». Не до конца удовлетворенный получившимся, в августе 1851 года композитор работает над второй редакцией. Именно она стала называться «Ночь в Мадриде», или «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», была посвящена Санкт-Петербургскому Филармоническому обществу и впервые прозвучала в Петербурге под управлением К. Шуберта 2 апреля 1852 года в концерте этого Общества; программа концерта была полностью составлена из сочинений Глинки. Эта редакция была позднее издана, и осталась как единственно верная.

Полное название оркестровой пьесы «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Четыре мелодии, особенно понравившиеся композитору из услышанных в Испании народных напевов, послужили основой для “второй испанской увертюры”. Специальной литературной программы эта пьеса не имеет. Форма ее основана на свободном чередовании ярких, разнохарактерных эпизодов. И хотя за “Ночью в Мадриде” (как и за “Арагонской хотой”) закрепилось жанровое обозначение увертюры, сочинение это является, по существу, свободной симфонической фантазией на испанские народные темы.

«Ночь в Мадриде» начинается как бы исподволь, словно нащупывается будущая мелодия в отдельных мотивах, прерываемых паузами. Постепенно рождается первая тема, она становится все более отчетливой и вот уже гибкая, грациозная, она звучит в блестящем оркестровом наряде. Вторая тема близка ей по характеру и словно является ее продолжением. Обе мелодии повторяются, варьируясь, причудливо переплетаются в тонком и колоритном оркестровом звучании, создавая почти зримую картину теплой, насыщенной ароматами южной ночи.

Вот что писал друг композитора, князь Одоевский, в своей рецензии на испанские увертюры Глинки: «Чудодей невольно переносит нас в тёплую южную ночь, окружает нас всеми её призраками, вы слышите бряцание гитары, веселый стук кастаньетов, перед вашими глазами пляшет чернобровая красавица, и характерная мелодия то теряется в отдалении, то снова является во всём своем разгаре».

Во время окончательной доработки увертюр Глинка внимательно прислушивался к мнению Одоевского, по совету которого оба произведения получили название «испанских увертюр».

Богатство колорита — отличительный признак обеих «испанских увертюр». По сравнению с более скромной, камерной оркестровкой «Камаринской» или «Вальса-фантазии», композитор пользуется здесь красками мощного и блестящего «руслановского» оркестра. Особая роль принадлежит ударным инструментам, выявляющим ритмическое начало. Литавры, кастаньеты, тарелки, большой барабан (во второй увертюре к этому составу добавлены еще малый барабан и треугольник) усиливают динамику танца, определяют характер движения. Ответственная роль принадлежит кастаньетам — национальному инструменту, без которого трудно представить себе характер и колорит испанского танца.

«Испанские увертюры» Глинки создали в русской музыке самостоятельную традицию — особый жанр блестящей оркестровой фантазии, каприччио или рапсодии, связанный с романтическим ощущением инонациональной южной культуры. Прямым продолжением этой линии явились такие сочинения, как «Увертюра на тему испанского марша» Балакирева, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, колоритные испанские танцы в балетах Чайковского и  Глазунова.

Материал по теме: