Октябрь. Осенняя песнь.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.7 (7 оценок)
Жанр: 
пьеса
камерная музыка
Стиль: 
романтизм
Композитор: 
Чайковский П.И.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Тональность: 
ре минор
Характер: 
грустный
задумчивый
спокойный
созерцательный
задушевный
Класс: 
1
2
3
4
из цикла "Времена года" П.И. Чайковского

Осень в России всегда была темой для писателей, поэтов, художников и композиторов. Прекрасно сказал о ней А.С. Пушкин, ни разу не произнеся при этом слова – осень!

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Как часто говоря с учениками об осени, мы живописуем унылый пейзаж, прощальные клики птиц, серое беспросветное небо. Умирание в природе в канун зимы – печальная страница осенней жизни. Но к чему излишняя драматизация?

Обратимся к Пушкину:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго …

«Осенняя песнь» занимает в цикле особое место. Вспомним слова Б.В.Асафьева: "Замечательная "Осенняя песня" является как образ октября, безусловно, русским пейзажем настроения, отвечающим подобного же содержания русским осеням в живописи".

В мелодии «Осенней песни» преобладают грустные интонации. Неприготовленные задержания с разрешением и проходящие на сильных долях создают характерные интонации вздоха. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным «вздохам». Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой “morendo”, что означает, “замирая”, завершается тишайшим pppp. Вся пьеса - это психологический портрет автора в процессе общения его с природой. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор. 

Известный русский ученый-фенолог Д.Н.  Кайгородов говорил о композиторе:  «Чайковский обладал удивительно сильным,  можно сказать феноменальным чувством природы.  Мне неизвестно  другого  примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал.  Мало сказать,  что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал».

Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает  творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку. Одна из самых излюбленных пьес цикла - элегическая  «Осенняя песня» (Октябрь).

Пьеса написана в тональности ре-минор. Есть основания говорить об особом круге настроений данной тональности. Асафьев даже говорил о "сфере  d-moll'ности". Обратим внимание на авторские ремарки. В самом начале над первой строкой под эпиграфом читаем: Andante doloroso e molto cantabile (умеренно медленно, скорбно и очень певуче).

«Осенняя песня» является  ярким  примером  характерной  для Чайковского мелодизации фортепианной фактуры. На фоне аккордов появляется  мелодичный  «поющий голос», основной мотив которого позднее переходит в партию левой руки, в «виолончельный регистр», и дополняется подголосками в верхнем голосе (такты 9-15).

Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по  краскам  русскую природу,  тоже очень «немногословную».  Гармонический склад пьесы несложный,  однако, он имеет свойство постоянного развития и движения,  как бы стараясь не останавливаться на тонике. С помощью простых аккордов композитор создаёт неповторимое звучание пьесы.  В средней  части тональный план становится более неустойчивым, что приводит к появлению новой,  мажорной тональности (такты 16-20). Несмотря на мажорный лад, новая  тональность  не  вносит большого контраста,   она  постепенно  растворяется и затихает. 

Реприза звучит более напряжённо,  насыщенно в гармоническом плане.  Но постепенно напряжение спадает, движение затихает, как бы успокаиваясь на долгом тоническом органном пункте. Происходит не только гармонический, но и динамический спад.   Но  композитор не ставит в конце произведения точку, останавливаясь на V ступени в мелодии,  делая свой рассказ не законченным.

Вопросы-задания: 

  1. В средней  части появляется новая,  мажорная тональность (ми мажор). Что, с вашей точки зрения, происходит к концу средней части?
  2. Композитор не ставит в конце произведения точку. Как он это делает? Что он этим хотел сказать?

Материал подготовлен С.Старобинским

Творческие и практические задания
1-2
Песня листьев

Для этого задания вам потребуются настоящие, собранные в парке осенние листья. Каждому ученику дайте по одному листу. Пусть они полюбуются их красотой: внимательно рассмотрят прожилки, резные края, еле заметные переходы теплых цветов в их осеннем наряде. Подержав на ладошке, пусть попробуют почувствовать, услышать внутренним слухом голос «своего» листочка прямо в руке. Ведь каждому листику есть что сказать, провожая ушедшее лето! Или даже спеть… Именно так, держа листья на ладошках, предложите им прослушать музыку Чайковского. Попросите детей «помочь» листьям «спеть свою «Осеннюю песню», поддерживая рукой движение мелодии вверх, бережно и плавно – чтобы листочки не улетели – снижая, когда мелодия будет опускаться вниз. Предупредите ребят, что очень важно удержать листочек именно лежащим на ладони. Но если кто-то опасается, что его листок может унести осенним ветром, то вторую руку можно держать рядом наготове. Чтобы в случае чего успеть удержать листочек за хвостик…

Памятка педагогу.
Данное задание способствует формированию навыков сосредоточенного слушания,  развивает звуковысотный слух, двигательную координацию.

Живой художественный образ «поющего листа» поможет избежать примитивной изобразительности. Однако,  предлагая малышам даже столь образное задание, нельзя нарушать временной лимит их пока еще ограниченного внимания. Поэтому желательно ограничиться какой-либо одной частью: 1-й или 2-й.

В начале второй части (средний раздел трехчастной формы) слышны еле уловимые танцевальные интонации. Это, скорее, намек на вальсовость, о котором совершенно не обязательно говорить первоклассникам. Но это дает право, выбрав именно вторую часть, исполнить не песню, а танец листьев. С учетом этого нюанса можно организовать повторное слушание на одном или нескольких уроках. В одном случае – листья «споют», в другом – «станцуют». Объединив 2 части вместе можно предложить ребятам самостоятельно выбирать, когда их листочки будут петь, а когда им захочется покружиться в паре с осенним ветерком. (В «танцевальном» варианте, конечно, лист на ладони удержать невозможно - его лучше сразу взять за черешок.)

2-3
Разноцветные пальцы и лазерное шоу

Если не боитесь запачкаться, то это задание – для Вас. Спокойный темп «Осенней песни» как нельзя лучше располагает к рисованию под музыку. Под звуки Чайковского можно создать абстрактное полотно в «осенних тонах», выбрав для этого соответствующие баночки жидкой гуаши. Изюминка будет в том, что макать в них дети будут не кисточки, а прямо пальцы – каждый в свой цвет. На бумаге разноцветные пальцы будут оставлять капли, штрихи, пятна. В результате у каждого получится своё «Осеннее настроение». На следующий урок подсохшие работы можно разместить на видном для всех месте. И лазерными указками (такие брелки или игрушки со светящейся красной точкой есть сегодня у многих детей) двигаться в ритме музыки по линиям и точкам рисунков, выбирая те из них, которые более всего подходят по настроению к звучащей в эту минуту интонации.

Памятка педагогу

Важной для этого задания деталью будет чистая тряпка на каждой парте: чтобы по окончании звучания дети сразу могли вытереть руки и случайно не испачкали друг друга. Для наилучшего цветового решения желательно использовать не готовые наборы гуаши основных цветов, а заранее смешать различные оттенки, соответствующие осенней палитре. Саму технику рисования пальцами желательно также сначала освоить без музыки. В этих вопросах не лишней будет помощь учителя рисования.

3-4
"Осенняя песня" - почему бы не спеть?

Главная мелодия, с которой начинается пьеса, вполне укладывается в певческий диапазон детей 9-10 лет и старше. Если в классе есть крепкие «природные» альты, то очень выразительно может быть исполнен не только первоначальный – «скрипичный» вариант, но и второе – «виолончельное» проведение. Если на нижнем «фа-диез» связки всё же не смыкаются, – замените его на «ля»…

Разучите мелодию по нотам. Затем предложите ребятам во время прослушивания подпевать с закрытым ртом.

3-5
Отпустите журавЛЯ

Второй интонационный элемент пьесы возникает в 5 такте – это триольный восходящий мотив. Здесь тоже всё доступно для вокализации, за исключением «ля» второй октавы. Ее предложите пропеть беззвучно, вслушиваясь в звучание «ля» на фортепиано, и мысленно отпустив ее лететь в прозрачное осеннее небо…

Будет интересно поискать похожие мотивы в других тактах. Они есть. Начала – очень похожи, а вот концы - другие. Какие? Как от этого меняется каждый раз настроение мотива, фразы?

4-5
Продлись, продлись очарованье...

Третий интонационный элемент – нисходящие никнущие полутона с характерными задержаниями. Наиболее удачный вариант для вокализации – конец первой части (такты 15-16). Объясните ученикам, что такое задержание. Исполните фразу с максимально точным и выразительным интонированием задержаний.

Предложите им найти задержания в главной мелодии пьесы. А есть ли задержания в других местах этой пьесы? Зачем их здесь столько?

5-6
Право голоса

Подголоски в «Осенней песне» очень важны. Они обогащают и оттеняют выразительными изгибами течение основной мелодической линии. Почувствовать их тонкую красоту нелегко. В этом также поможет вокализация. Исполните краткие подголоски из 22-23 и 26-27 тактов. Играйте основную мелодию на фортепиано, помогите ребятам вовремя вступить. После краткого впевания, попросите их определить чувство, с которым они включаются в роли подголоска в общее звучание…

5-7
По нотам целиком

После разнообразных вокальных интермедий становится возможным прослушать пьесу от начала до конца, следя глазами по нотному тексту. Узнаваемость пропетых отрывков гарантируют цветовые подсказки. Они же помогут «на глаз» найти в тексте начало и конец средней части, сравнить, насколько точно в репризе повторяется первая часть. Для особо внимательных интересным будет следующий вопрос: «на элементах каких предшествовавших интонаций построена кода? Покажите наглядно в нотах»

Литература

Асафьев Б.В.  Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, вып. 1. П. И. Чайковский, П., 1920 (ред.);

Асафьев Б.В.  Чайковский. Опыт характеристики, П., 1921

Асафьев Б.В.  О музыке Чайковского, Л., 1972

Полезные ссылки

Пьесы "Сентябрь" и "Октябрь" из цикла "Времена года" в исполнении Дениса Мацуева

Мультипликационная фантазия на музыку пьес "Октябрь" и "Ноябрь" в оркестровой обработке.

Подборка "осенних" произведений русских поэтов и художников