Утреннее размышление

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.3 (3 голоса)
Жанр: 
пьеса
камерная музыка
хорал
Композитор: 
Чайковский П.И.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Тональность: 
Соль мажор
Характер: 
сосредоточенный
спокойный
Класс: 
2
3
из "Детского альбома" П.И. Чайковского

«Утренняя молитва» - так была названа эта пьеса самим П.И.Чайковским. Затем в советские времена название поменяли по идеологическим соображениям. Поэтому во многих сборниках детской музыки, она фигурирует как «Утреннее размышление». Это обстоятельство нужно обязательно учитывать, так как ребятам, занимающимся в ДМШ, могут встретиться оба названия. Но они не вступают в противоречие друг с другом и позволяют полнее раскрыть сосредоточенный и целомудренный характер этой музыки.

Ребятам из религиозных семей не нужно объяснять, что такое утренняя молитва, и зачем она нужна. Если в вашем классе есть такие ученики, пусть лучше не вы, а они расскажут об этом.

Каждый день нужно делать зарядку – чтобы почувствовать себя бодрым, здоровым, чтобы тело проснулось ото сна. А душа? Ведь ей тоже нужно пробудиться, настроиться на предстоящий день… Каким ты хочешь, чтобы был новый день? Полным добрых дел, добрых слов, добрых людей. Попросить помощи у Всевышнего – это укрепить свои добрые намерения, обрести внутреннюю гармонию на целый день.

Утренняя молитва

Звонят к заутрене… Так церковный колокол приглашает верующих на утреннюю молитву в церковь. В храме на утренней молитве звучат старинные слова, известные еще из древних священных книг… Но некоторые люди совершают утреннюю молитву у себя дома – перед иконами. В современных городах можно видеть, как проходя мимо храма, люди, спешащие утром на работу, просто останавливаются рядом, крестятся и тихонько что-то шепчут про себя. Наверное, каждый при этом поминает в молитве своих близких, друзей, просит для них здоровья, счастья, благополучия… Не так важно, какие именно слова обращает человек к Богу, важно чтобы они были искренними и шли от самого сердца…

Пропойте со словами первую фразу из этой пьесы (тт.1-4). Следующие такты пусть ребята проинтонируют «про себя» как бы продолжая со своими личными пожеланиями и своими словами, обращенными к Богу. Второе предложение начнется еще более коротким вокальным обращением. Продолжить эту фразу предложите ребятам, мысленно прося в молитве за кого-либо из друзей и близких.

Таким образом, «текстовым» обращением будут озвучены наиболее удобные в вокальном отношении интонации. Остальные же мотивы приобретут личностно-значимый смысл для каждого из учеников.

Воспользуйтесь для этого задания нотным текстом  с вынесенной отдельно сольной партией верхнего голоса.

Памятка педагогу.

В методических разработках, посвященных этой пьесе, достаточно часто используется стихотворный текст  Виктора Лунина. Однако полная мелодия пьесы достаточно трудна для интонирования, а в оригинальной тональности и неудобна по диапазону. Добиться качественного звучания при эскизном разучивании вряд ли удастся, а превращать пьесу в полноценную вокальную миниатюру – далеко не всегда целесообразно. Поэтому предлагаемая здесь фрагментарная вокализация будет более эффективным методическим решением.

Особенный бас

Плавный переход от предыдущего этапа: на второй-третий раз «пропевания-мысленного додумывания»: поддержите исполняемую детьми сольную партию верхнего голоса полной фактурой (при этом они по-прежнему следят глазами по отдельно вынесенному сольному варианту). Обратите их внимание на тонический органный пункт, возникающий в коде в басу. Какие чувства он вызывает у них?

Аккордовый склад

Для постижения художественного образа этой пьесы очень важно услышать стройную  аккордовую фактуру. Это возможно даже в том случае, если дети еще «не доросли» до понятия гомофонно-гармонического склада.

Воспользуйтесь для этого методом «постепенного наполнения» нотного текста. Сначала к уже знакомой ребятам «вокальной» партии добавьте недостающие звуки аккордов внутри одной нотной строки. Сыграйте партию правой руки и попросите детей следить глазами по нотам. Увидеть, что черная нота расположено ровно под синей сможет даже ребенок, плохо разбирающийся в нотном тексте. Для большей уверенности, что дети видят и слышат эту одновременность, попросите их чуть подняв перед собой согнутые руки, соприкасаться средними пальцами каждый раз, когда они услышат стройное одновременное сочетание двух звуков. В тех тактах, где это условие не выполняется – этого делать не нужно.

Если у ребят получится выполнить такое задание, то покажите им полноценный нотный текст в две строки (но с выделенным цветным верхним голосом). Первые 4 такта проиграйте медленно, чтобы дети успели осознать, увидеть и услышать одновременность уже 4-х звуков. Обратите их внимание, что далее из этого правила существуют исключения. Будет здорово, если ученики с мест назовут номера тактов, в которых есть отступления от строго аккордового склада, а кто-то один покажет эти места на интерактивной доске (экране). Затем можно прослушать пьесу еще раз целиком, при этом соприкасаясь также как и в предыдущем задании двумя руками, но теперь уже не по одному, а по двум-трем пальцам.

Памятка педагогу.

Не следует стремиться к безупречной точности таких соприкосновений – сделать это достаточно сложно. Здесь важнее не «попасть максимально точно», а  прочувствовать на тактильном уровне «внутреннюю аккордовость».

Соборность

Соборность – особое чувство единения людей друг с другом. Именно в молитве человек может лучше всего проникнуться этим чувством…

Стройные колонны собора, стройные ряды хористов, стройные аккорды в нотах.

Посмотрите фотографии, попробуйте вместе с детьми увидеть в них нечто общее.

В музыке наука об аккордах называется «Гармония». Почувствовать гармонию с самим собой, с окружающим миром и окружающими тебя людьми…

«Утренняя молитва» еще раз – теперь без всяких заданий. Просто слушаем, чувствуем и думаем…

Памятка педагогу.

Данное задание как бы обобщает предыдущие аналитические этапы работы. Их главная задача была в проявлении конкретики, понятных «зацепок» для восприятия, подспудное интонационное «взрыхление почвы» для полноценного восприятия. Теперь, когда эти задачи решены, главная цель – преодолеть фрагментарность, добиться целостного погружения в музыкальный образ.