В Средней Азии

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (2 голоса)
Жанр: 
симфоническая музыка
симфоническая картина
Стиль: 
русская классика
Композитор: 
Бородин А.П.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Тональность: 
До мажор
Ля мажор
Характер: 
спокойный
величавый
Класс: 
4
5
6
Симфоническая картина А.П.Бородина

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока.

В 1879 г. Бородин написал характерную и колоритную программную картинку "В Средней Азии". Наиболее популярное из всех сочинений Бородина в России и за границей, оно предназначалось в числе других музыкальных номеров (Римского-Корсакова, Мусоргского, Направника) для исполнения вместе с живыми картинами из русской истории во время торжественного празднования 25-летия царствования императора Александра II  (1880).

Живые картины были в то время весьма популярным среди знати развлечением. Суть его заключалась в том, что живые люди, наряжались в костюмы и занимали совершенно те же позы, как это было нарисовано на каком-либо живописном полотне. Живые картины представляли на сценах театров и в аристократических домах. В них с удовольствием играли в доме Волконских, у А.А.Плещеева, играл великий князь Николай Павлович и А.А.Пушкин...

Популярны они были и на царских приемах: "На парадных зрелищах двор Марии Федоровны стремился выказать изысканность стиля и просвещенность, что подтвердил вечер живых картин и романсов в лицах в Зимнем дворце в 1822 г." (цит. по книге  М.Ф.Юнисов. "Маскарады. Живые картины в действии...". СПб. - 2008). Этот жанр, вошедший в культурный обиход аристократии еще при Екатерине II, просуществовал вплоть до Первой мировой войны. В конце XIX начале XX века вновь возникшее искусство фотографии успело запечатлеть немало групповых снимков участников подобных костюмированных развлечений.

Живые картины. Бородин В средней Азии

Восточная тема в живых картинах всегда имела особый успех, так как позволяла блеснуть изысканными нарядами и пофантазировать на тему экзотических и сказочных сюжетов.

Впервые публика услышала симфоническую картину «В Средней Азии» 8 (20) апреля 1880 года под управлением Римского-Корсакова в концерте певицы Леоновой, которая специально просила об этом Бородина. Вторично музыкальная картина прозвучала 18 (30) октября в концерте Российского музыкального общества (РМО) под управлением Направника, а затем стала широко исполняться в России и за рубежом, всегда с неизменным успехом. Вещь эта чрезвычайно понравилась Листу, которому Бородин ее показывал в одну из своих заграничных поездок.

Партитура музыкальной картины, посвященной автором Листу, снабжена авторской программой. Эта программа, в соответствии с предполагавшимся заказом — отразить важнейшие события царствования Александра II, — была связана с присоединением Средней Азии к России, которое происходило в 60—70-е годы XIX века. В русском обществе интерес к этим событиям был очень велик. Достаточно напомнить цикл туркестанских картин В. Верещагина.

В первом издании программа была опубликована в таком виде: «В однообразной песчаной степи Средней Азии впервые раздается чуждый ей напев мирной русской песни. Слышится приближающийся топот коней и верблюдов, слышатся заунывные звуки восточного напева. По необозримой пустыне проходит туземный караван, охраняемый русским войском. Доверчиво и безбоязненно совершает он свой длинный путь под охраною русской боевой силы. Караван уходит все дальше и дальше. Мирные напевы русских и туземцев сливаются в одну общую гармонию, отголоски которой долго слышатся в степи и, наконец, замирают вдали».

В духе этой программы, в картине последовательно разворачиваются и чередуются то русская, то восточная мелодия. Несколько раз проведенные друг за другом они затем сливаются вместе по законам контрастной полифонии.

Важную роль в этом диалоге играет тембровый состав. В частности, тембр английского рожка нередко и раньше использовался композиторами для изображения экзотических восточных интонаций, напоминающих звучание азиатских и ближневосточных язычковых инструментов. Продолжил эту традицию и Бородин, написав для него одну из тем симфонической картины «В Средней Азии».

материал подготовлен С.Старобинским

2 темы

Проанализируйте по нотам, а еще лучше пропойте обе темы из этого симфонического произведения.

Пусть ребята сами найдут интонационные обороты, мотивные элементы, благодаря которым складывается русский характер в одной мелодии, и восточный - в другой.

Во время повторного слушания предложите им проследить за тем как чередуются эти две мелодии, отметить момент, когда они зазвучат контрапунктом вместе.

Очень внимательного аналитического слушания потребует ответ на следующий вопрос:

- Изменяются ли эти две мелодии в процессе развития музыки. И если изменяются, то как?

Внимание - тембр!

Ответ на предыдущий вопрос с неизбежностью приведет ребят к выводу, что основной пружиной развертывания образа здесь становится богатая динамическая и тембровая палитра. Оркестровые тембры здесь хорошо слышны и будет небезинтересно проследить, как передается мелодическая линия от одной группы инструментов в другую, какую лепту в создание общего колорита вносят регистры и динамика...

Полезные ссылки

1. А. Бородин. "В Средней Азии" Переложение Ф.Листа для фортепиано в 2-руки. Ноты

2. На музыку этой симфонической картины существует современный видеофильм-фантазия. И хотя Бородин имел ввиду Туркестан, а видеоряд в этом фильме посвящен совершенно другой стране - Монголии, все же образ и настроение оказываются очень созвучны духу Бородинской картины.

Материал по теме: 

Верблюд-путешественник

Музыка М.Ройтерштейна, слова И.Бурсова

Одноголосная песня с аккомпанементом
на "восточную" тему.
Задания в сфере гармонии, ритм. импровизации, музыкального кругозора

для 3-4 кл.