Вальс-фантазия

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.4 (36 оценок)
Жанр: 
симфоническая музыка
танец
вальс
Стиль: 
русская классика
Композитор: 
Глинка М.И.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Характер: 
нежный
изящный
напевный
Класс: 
4
5
6
7
8
М.И.Глинки

Возникнув в XIX веке, вальс  для многих композиторов стал излюбленной формой, способной воплотить разнообразные оттенки человеческих чувств: от нежного, грустного воспоминания до возвышенной, страстной патетики. На наших уроках звучат вальсы П. Чайковского, С. Прокофьева,  А. Хачатуряна… Звучит и «Вальс-фантазия» М. Глинки – великолепный и, по существу, первый симфонический вальс.

История создания «Вальса-фантазии» такова: Глинка познакомился с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн, которой посвящено стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье». И, будто следуя по стопам великого поэта, Глинка создал собственное «чудное мгновенье» - Вальс-фантазию для фортепиано, впоследствии им же самим оркестрованную. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах.

Самый ритм вальса, связанный с образами легкого, "воздушного" движения, с образами парения и полета, глубоко вошел в дух и строй романтической музыки XIX века. В то же время, лирический характер «Вальса-фантазии» обусловлен удивительной напевностью его тематизма. Своеобразный сплав песенности и танцевальности придает глинкинской мелодике особый оттенок задушевности, интимности, теплоты.

У этого шедевра длительная история. Автограф первого варианта сочинения — фортепианная пьеса, написанная летом 1839 г., не сохранился. В оркестровой редакции вальс был издан тогда же (не позднее июля 1839 г.). На титульном листе  значилось:  «Вальс-фантазия, исполнен оркестром Г.Германа, сочинен М. Глинкой и посвящен его родственнику и другу Дмитрию Стунееву». Много позже, находясь в Париже, Глинка сделал собственноручно новую оркестровку "Вальса-фантазии" для концерта, состоявшегося 29 марта 1845 г. Одиннадцать лет спустя, 8–9 марта 1856 г., Глинка еще раз инструментовал «Вальс-фантазию». Этот автограф хранится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге.

Первое впечатление от знакомства с «Вальсом-фантазией» — чувство удивительного очарования, изысканности и нежности. Основная тема вальса проникнута задумчиво-печальным настроением. С ней чередуются мотивы, передающие другие оттенки чувства –  то элегически-грустные, то драматически-взволнованные, то пленительно изящные. Их чередование с главной темой создает форму рондо.

Выразительные средства отобраны композитором с исключительным вкусом и мастерством. Периодически в основную линию струнных инструментов, вплетаются реплики духовых, и слушатели ощущают в чередовании эпизодов драматизм повествования. И это при предельной простоте тематического изложения и сдержанности оркестрового письма. В одном из своих писем Глинка  писал: «…никакого расчета на виртуозность (кою решительно не терплю), ни на огромные массы оркестра».

Глинка ограничивается классическим малым составом оркестра, в котором, помимо струнных смычковых и деревянных духовых инструментов, участвует небольшая группа медных (2 трубы, 2 валторны, 1 тромбон). Но каждый из инструментов выполняет ответственную роль. Композитор широко пользуется оркестровыми соло, техникой подголосков в оркестре. Основные темы, порученные струнным и деревянным духовым, выразительно оттеняются поющими голосами солирующих инструментов контрастного тембра (валторна, тромбон, фагот). Легкая прозрачная оркестровка вполне соответствует поэтически-возвышенному складу воздушных, "парящих" тем, овеянных мечтательной грустью.

Краткая интродукция, состоящая всего из восьми тактов и исполняемая оркестром на ff, сразу же создает ощущение драматизма. После однотактовой паузы звучит главная тема – мягкая, задушевная, полная светлой грусти. Ее мелодический облик во многом определяется экспрессивной ниспадающей интонацией увеличенной кварты (ми-диез-си).

Изысканность ритмического рисунка придает особое очарование музыке "Вальса-фантазии". Глинка намеренно избегает однообразной и симметричной структуры тем. На это указывает уже самое строение главной темы, складывающейся из трехтактовых несимметричных мотивов. Изысканная "ритмическая игра" в партитуре Глинки хорошо отвечает общему замыслу произведения: недаром композитор определил его как "фантазию" или "скерцо". Основной образ тонко оттеняется контрастными, более светлыми эпизодами, которые, однако, не выпадают из общего плана мечтательно-лирических настроений. В их свободном и гибком чередовании проявляется типичное для Глинки мелодическое богатство. Периодическое возвращение главной темы, главной мысли создает особый психологический эффект. Перед слушателем развертывается симфоническая "поэма о вальсе", пронизанная единым "сюжетным стержнем".

Ярко звучит последнее проведение главной темы у всего оркестра fortissimo, имеющее значение общей, итоговой репризы большого вальса.

Единство произведения обусловлено также и его тональным развитием. В общей композиции вальса Глинка избегает резких тональных контрастов и развивает все темы в пределах близких, родственных тональностей (си минор, соль мажор, ре мажор). Экономия красочных эффектов придает вальсу благородную простоту, подчеркнутую скромность и сдержанность музыкальной экспрессии.

Круг образов, затронутых в "Вальсе-фантазии", роднит это произведение с элегическими романсами Глинки, с его лирическими фортепианными пьесами (ноктюрн "Разлука", "Воспоминание о мазурке").

Значение "Вальса-фантазии" в истории русского симфонизма оказалось огромным, куда более широким, чем это мог предвидеть сам композитор.Создав это произведение, Глинка в значительной мере предугадал особый путь симфонизации танца - будущие принципы развития лирических образов в балетах Чайковского и Глазунова, сквозная линия "вальсовости" в симфониях Чайковского. И если, по верному выражению Чайковского, "Камаринская" дала начало развитию русской симфонической классики, то аналогичную роль сыграл и "Вальс-фантазия", породивший целое направление в русской музыке. В свое время В.Ф. Одоевский говорил, что только из обрезков оперы «Руслан и Людмилы», можно выкроить четыре великолепных оперы. Так и из мелодического богатства «Вальса-фантазии» можно черпать бесконечно.

Использованная литература:

  • Б. В. Асафьев. Избранные труды, т. I
  • М. И. Г л и н к а. Литературное наследие, т. II
  • История русской музыки, часть 1 М., 1972