Волшебное озеро

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.3 (8 оценок)
Жанр: 
симфоническая музыка
симфоническая картина
Стиль: 
импрессионизм
Композитор: 
Лядов А.К.
Период (век): 
XX
Страна: 
Россия
Тональность: 
Ре бемоль мажор
Характер: 
созерцательный
хрупкий
таинственный
Класс: 
3
4
5
6
7
8
Сказочная картинка для оркестра А.К.Лядова

В 1900-х гг. Лядов обращается преимущественно к симфонической музыке. Он создает ряд произведений, продолжающих традиции русской классики XIX в. Это оркестровые миниатюры, сюжеты и образы которых подсказаны народными источниками («Баба-Яга», «Кикимора») и созерцанием красоты природы («Волшебное озеро»). Лядов называл их «сказочными картинками». В них композитор широко использует колористические и живописные возможности оркестра, следуя по пути Глинки и композиторов «Могучей кучки». Премьера этого произведения была представлена 21 февраля 1909 года в Большом зале Петербургской консерватории под управлением Н.Черепнина.

В "Волшебном озере" воплотилась давняя мечта композитора. Как известно, Лядов задумывал написать оперу «Зорюшка», но так и не сделал этого. Материал, который стал «озером» предназначался для сцены с русалками, эскизы которой были написаны в начале 90-х годов XIX века. Таким образом, замысел композитора воплотился без малого через двадцать лет.

В окружении сказочных «портретов» Лядов создает зарисовку затерянного в лесной чаще полуреального, полупризрачного «Волшебного озера». Этот зачаровывающий «движущийся пейзаж» – уникальный образец русского импрессионизма.  Тончайшая звукопись оркестра, отсутствие развернутых тем, огромное значение гармонии, оркестровых тембров и фактуры  отличают эту небольшую симфоническую зарисовку Лядова.

Типичен для этого стиля и состав оркестра: челеста, флейта, кларнет, фагот, гобой, валторна, скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа и литавры. Оркестр «Волшебного озера» – одно из высших достижений оркестрового мастерства Лядова. Общий тембровый колорит получается из сочетания шелеста и шороха струнных с сурдинами, нежно звенящих тембров арфы, челесты. При этом звучание в основном ограничено оттенками «пиано» и «пианиссимо», лишь на краткий миг доходя до «форте».

«Волшебное озеро» – один из выдающихся образцов изобразительности в творчестве русских композиторов. Возможно, прообразом этой музыкальной картины явился лесной пейзаж, виденный Лядовым недалеко от Полыновки - местечка, куда он любил приезжать летом на отдых.

- Ну, простое лесное русское озеро, - восхищался композитор, - и в своей незаметности и тишине особенно красивое...

- Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и в кажущейся неподвижности!

Свои впечатления Лядов перенес "на зыбкую речь музыки, и оно, озеро, стало волшебным" (Б.Асафьев).

Завораживающая, тонкая как лесная паутинка, мелодия возникает едва слышно, словно зазвучала сама тишина. Едва различимо тремоло литавр, слегка касаются струн смычки скрипок и виолончелей... Короткие фразы деревянных духовых, челесты, арфы подобны красочным бликам, мерцающим на воде... В звучании гобоев слышатся как бы вздохи, таинственные и неопределенные... В оркестре разливается сказочное очарование в каких-то словно мерцающих звуках. Все теплее поют скрипки, призывнее становится их голос, сладостное томление достигает предела... Но звуки истаивают, озеро успокаивается, вновь погружаясь в сон... И опять еле слышно шуршит тишина...

- Ах, как я его люблю! - восклицал композитор. - Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине!... Одна мертвая природа - холодная, злая, но фантастичная, как в сказке.

Некоторые исследователи творчества А.Лядова отмечают, что в этот период он с интересом изучал карельский народный эпос. Суровая северная природа, власть стихий, нечто первозданное и потому бесчеловечное, запечатленное в "Калевале", по их мнению, во многом определило образный строй "Волшебного озера"

Времена идут все дальше,
чередой проходят годы
на земле под новым солнцем,
новым месяцем полночным.

Все плывет воды хозяйка,
мать воды и дева неба,
по воде плывет спокойной,
по волнам плывет туманным,
перед нею - зыбь морская,
небо ясное - за нею.

Девять лет уже проходит,
год уже идет десятый -
голову из волн высоких,
из пучины поднимает,
занялась она твореньем,
принялась за созиданье
на морских просторах ясных,
на пространствах вод открытых.

Чуть протягивала руку -
образовывала мысы,
ила донного касалась -
вырывала рыбам ямы,
глубоко вдыхала воздух -
омуты рождала в море.

Поворачивалась боком
берега морей ровняла,
трогала ногами сушу -
делала лососьи тони,
суши головой касалась -
бухты вдавливала в берег.

Чуть подальше отплывала
на морской простор широкий,
луды делала на море,
скалы скрытые творила,
чтоб на мель суда садились,
мореходы погибали.

Но, может быть, для вашего урока больше подойдут стихи Н.Гумилева, современника А.Лядова.
Вот, например, такие фрагменты из его стихотворения "Озера"

Я счастье разбил с торжеством святотатца,
И нет ни тоски, ни укора,
Но каждою ночью так ясно мне снятся
Большие, ночные озера.

На траурно-черных волнах ненюфары,
Как думы мои, молчаливы,
И будят забытые, грустные чары
Серебряно-белые ивы.

....

Я вспомню, и что-то должно появиться,
Как в сумрачной драме развязка:
Печальная девушка, белая птица
Иль странная, нежная сказка.

И новое солнце заблещет в тумане,
И будут стрекозами тени,
И гордые лебеди древних сказаний
На белые выйдут ступени.

Но мне не припомнить. Я, слабый, бескрылый,
Смотрю на ночные озера
И слышу, как волны лепечут без силы
Слова рокового укора.
...

Использованная литература:

  1. Михайлов М.К. Анатолий Константинович Лядов. Очерк жизни и творчества, Л., 1985.
  2. Тарасов Л.М. Музыка в семье муз. Очерки. - Л., 1985.
  3. «Непознанный А. К. Лядов» , ред.-сост. Т. А. Зайцева. - М., 2009.
Живопись. Особенно кстати...

Картинность, живописность Лядовского полотна естественно наводит на мысль о рисовании. Замечательным творческим заданием для учеников любого возраста будет создание живописного образа по мотивам симфонической картины. Для младших школьников можно затем устроить выставку рисунков на тему "Волшебное озеро". Для детей постарше - использовать мультимедиа технологии и скомпоновать презентацию на музыку Лядова с видеорядом из ученических работ.

7-8
Водяные лилии

Почувствовать особую эстетику музыкального импрессионизма без живописных аналогий трудно. Неплохим поводом для художественных параллелей может стать "водная тематика". У Клода Моне есть множество работ под названием "водяные лилии". Отберите несколько полотен, выполненных в различной цветовой гамме. Предложите ученикам попробовать уловить тонкие нюансы настроения, которые меняются при восприятии картин вслед за чуть изменившимся ракурсом или колоритом освещения одной и той же темы.

Также, прислушиваясь к едва уловимым сменам настроения, потом стоит полюбоваться и на игру красок в Лядовской оркестровой картине.

Полезные ссылки
  1. Симфоническую картину "Волшебное озеро" в исполнении разных оркестров под управлением Михаила Плетнева, Евгения Светланова, а также ряда других выдающихся дирижеров, можно прослушать и скачать на сайте classic-online.ru
  2. А.К.Лядов. "Волшебное озеро" переложение для ф-но в 4 руки ноты.
  3. Водяные лилии и не только... Коллекция картин Клода Моне.