"Времена года"

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (3 голоса)
Жанр: 
цикл
камерная музыка
Стиль: 
романтизм
Композитор: 
Чайковский П.И.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
П.И. Чайковский
Б.Асафьев писал, что Чайковский  создал  пьесы  «малых форм» пианизма, необходимые исполнителю и слушателям вне величавых концертных эстрад,  но с душевным содержанием, близким всему народу,  тому,  что он всегда слышал в своей, всем привычной,  дорогой нам русской жизни. «Так со страниц тетрадок ежемесячного «Нувеллиста» стали появляться душевно приветливые фортепианные мелодии Чайковского, западая в сердце, неотрывные и незабываемые».
 

История создания

Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: "Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю".

Следовательно названия пьес, то есть сюжетов - картинок были предложены композитору издателем. В декабре того же года в журнале «Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. О работе композитора над циклом почти ничего не известно, кроме того, что начал работу он в Москве.

13 декабря 1875 года композитор писал Н.М.Бернарду: "Сегодня утром, а может быть и вчера еще Вам высланы по почте две первые пиэсы. Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пиэс. <...> Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом <...> Если Вы пожелаете пересочинения "Масленицы", то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений"

Пьесы, очевидно, удовлетворили Н.М.Бернарда, так как были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом. При издании пьес в журнале «Нувеллист» пьесы получили поэтические эпиграфы. По-видимому, инициатором этого был Бернард. Неизвестно, знал ли Пётр Ильич заранее о включении эпиграфов, и обсуждался ли с ним выбор стихов, но так как все прижизненные издания включали их, композитор так или иначе это одобрил.

Все заглавия пьес были придуманы Бернардом, но к двум из них Чайковский внес свои дополнения: «Святки» получила подзаголовок Вальс, а «Жатва» — Скерцо. В поздних изданиях П. И. Юргенсона подзаголовки композитора были утрачены.

В конце 1876 Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано опять таки Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок.

И вымыслы о ней...

Довольно распространённой является «историческая» байка, связанная с созданием гениального фортепианного цикла. Она принадлежит брату композитора, драматургу и либреттисту Модесту Ильичу Чайковскому. В ней говорится о том, что в преддверии начала месяца в кабинет композитора являлся его слуга Алексей и напоминал Петру Ильичу о том, что пора, де, посылать в Петербург очередную пьесу. Чайковский после напоминания садился за письменный стол и «в один присест» создавал шедевр.

Байка сия использовалась во многих популярных лекциях и, увы, на многих уроках музыки с целью придания им вящей привлекательности. Между тем это не более чем выдумка (Как известно, самые невероятные истории о великих людях зачастую сочиняются в самом близком их окружении). На самом деле всё обстояло не так, о чём свидетельствуют и переписка композитора, и даты цензурных разрешений на рукописях пьес. В действительности, как показало изучение рукописного наследия композитора, “Времена года” созданы Чайковским между декабрем 1875 и серединой мая 1876 года.

Материал подготовлен С.Старобинским

Полезные ссылки