Зимнее утро

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (1 голос)
Жанр: 
пьеса
камерная музыка
Композитор: 
Чайковский П.И.
Период (век): 
XIX
Страна: 
Россия
Класс: 
2
3
4
из "Детского альбома" П.И. Чайковского

Чтобы знакомиться с этой пьесой, просто необходимо дождаться такого же зимнего утра, как у Чайковского – стремительного, колючего, вьюжного. Чтобы колкие снежинки – прямо в лицо – заставляли быстрее бежать в школу. И вот под этим впечатлением – не угадывая, что хотел сказать композитор, а сразу находясь «внутри» нужного состояния – разыграть этот снежный вихрь как по нотам – не хуже самого Петра Ильича. В предлагаемом ниже алгоритме, фактически реализован метод «сочинения сочиненного», предложенный В.О.Усачевой.

Зимний колючий ритм

Если вам удалось дождаться нужной погоды, то на вопрос «Какое сегодня утро?», вы, без сомнения, получите целый букет очень точных и образных характеристик. Выделите наиболее перспективные эпитеты: злой, колючий, сильный, вьюжный и т.д. Предложите ученикам придумать ритм для коварного, внезапного, с порывами и колючими снежными иголками ветра.

Наверняка среди мини-импровизаций окажется пунктирный ритм. Ухватившись за этот вариант  «вырастите» из него основную ритмическую формулу среднего раздела пьесы. Покажите ее нотную запись, обратив особое внимание ребят на пунктирный ритм и акценты.

Тембр каких детских музыкальных инструментов лучше всего подходит для исполнения этого зимнего колючего ритма? – Пусть дети сами выберут инструментарий. Если будут выбраны звуковысотные инструменты – то деликатно предложите исполнителям и соответствующую звуковысотную линию – как «зимняя позёмка» (согласно партитуре – на любой высоте, но ближайшие звуки с некоторым понижением). При этом распределите инструментальные реплики по цветам – каждому инструменту – свой цвет.

В быстром темпе исполнить такую ритмическую перекличку будет не так просто – поэтому потребуется дирижер – им уже на 3-4 раз может стать кто-то из учеников. Через несколько повторений можно обратить внимание детей и на динамику: постепенное крещендо и, затем, диминуэндо поможет выдержать и основную метро-ритмическую линию.

После того, как у класса получится исполнение этой ритмической партитуры, попросите разрешения тоже попробовать исполнить этот ритм – теперь уже в одиночку и на фортепиано…

И сыграйте средний раздел пьесы - аплодисменты вам гарантированы!

Играем вместе

На следующий урок можете повторить исполнение партитуры, либо сразу предложите ребятам сыграть с ними по очереди – фортепиано против оркестра детских шумовых инструментов.

Обратите внимание учеников на то, что исполненная на прошлом уроке ритмическая формула фактически состоит из двух элементов: ровных четвертей и пунктирного ритма. Самое «вкусное» - пунктирный ритм, конечно, придется отдать детям. Скажите, что себе вы возьмете четверти (Это, конечно, не совсем соответствует авторскому тексту Чайковского. Но для данной ситуации такие вольности допустимы). Тогда партитура получится вот такая….

Чайковский в оригинале

Теперь пришла пора  послушать пьесу «Зимнее утро» в том виде,  в котором она была сочинена композитором. Раскройте детям «секрет» о том, что еще чуть-чуть, и из сыгранных в классе ритмов уже получается шедевр великого мастера. После этого прослушивания вполне будет уместен краткий разговор о трехчастной форме, в которой написана эта пьеса.

Немного пуантилизма

Скажите пару слов о самой технике: не смешивая краски и нанося мазки, штрихи на полотно, художник как бы спешит запечатлеть мгновенные движения воздуха и света.

Рассмотрите несколько картин художников-пуантилистов.

Предложите ребятам во время слушания музыки Чайковского попробовать себя в качестве художников-пуантилистов, нанося штрихи и точки в ритме музыки.

Да и как не побывать пуантилистом, слушая пунктирный ритм: ноты с точками и живописные точки так хорошо сочетаются друг с другом!

Материал по теме: 

Зимний вечер

Музыка М.Ройтерштейна, слова А.Шевченко

Одноголосная песня с аккомпанементом.

Задания
на определение жанра,
анализ мотивов и фраз

для 1-2 кл.