Алгоритм разучивания песни

Автор: 
Рачина Б.С.

Как и в любом деле, в певческой деятельности существуют определенные устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы. В предложенном алгоритме по разучиванию песни отмечены этапы, которые в том или ином виде присутствуют всегда, но их содержание, объем и эмоциональное наполнение каждый раз разное.

Наполнение этапов работы принципиально вариативно и определяется талантом и профессионализмом учителя и степенью подготовленности его учеников. Предлагаемая таблица поможет сориентироваться в богатстве конкретных приемов и методов и найти наиболее подходящий вариант для себя, своих детей и разучиваемого произведения. 

Задачи Предъявляемые требования Методы и приемы работы
I. Вступительное слово

- познакомить с авторами и временем создания;

- подготовить восприятие содержания и смысла песни;

- создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа

- лаконичность

- содержательная насыщенность

- эмоциональность

- объяснение

- разъяснение

- беседа

- пример (в том числе и музыкальный)

- проблемная задача

- демонстрация (портретов, фотографий, произведений изобразительного искусства, творческих работ детей, игрушек и т.д.)

II. Слушание-знакомство

- продемонстрировать убедительную интерпретацию песни;

- увлечь, заинтересовать детей песней;

- вызвать у детей эмоциональный отклик, эмоциональное переживание.

- яркость

- выразительность - увлеченность

- свободное исполнение наизусть

- соответствие качества певческого звука, фразировки, артикуляции жанру и стилю произведения.

- исполнение учителя

- исполнение лучшими учащимися

- исполнение в аудио- или видеозаписи

- сравнение различных интерпретаций

- прослеживание по партитуре.

III. Обсуждение

- опираясь на достигнутые эмоциональные переживания, выявить отношение детей к песне;

- выявить уровень понимания детьми характера, содержания и смысла музыкального образа;

- проанализировать наиболее важные в данном контексте выразительные средства;

- стимулировать активность мышления учащихся;

- формировать коллективные усилия и непосредственное взаимодействие детей, детей и педагога.

- эмоциональность

- краткость

- активность

- оперативность

- уважение к любому высказыванию детей

- создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения.

- беседа

- разъяснение

- пример

- анализ ситуаций

- проблемное задание

- коллективно-трудовая работа

- дискуссия

- метод эвристических вопросов.

IV. Разучивание

- постижение смысла художественного образа песни;

- построение процесса разучивания как постепенного постижения значения всех выразительных средств создания музыкального образа;

- осмысленность и эмоциональная наполненность всей технологической работы по разучиванию песни;

- рассмотрение каждой песни как этапа системы формирования певческих и хоровых умений и навыков;

- освоение мелодии и текста песни;

- тщательная работа над интонацией, выразительное осмысленное интонирование каждого интервала;

- формирование качества звука, обусловленного музыкальным образом, жанром и стилем  произведения;

- вариативность и смена заданий, предлагаемых учащимся;

- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы;

- активная эмоциональная и интеллектуальная включенность в процессе работы, создание условий для выявления творческих потенций личности;

- построение процесса разучивания на основе оценки детьми результатов своей певческой деятельности;

- формирование рефлексии в процессе певческой деятельности;

- соблюдение принципа успешности в обучении, создание атмосферы увлекательного совместного действия.

- эмоциональность

- конкретность

- тщательная предварительная проработка партитуры

- планирование каждого этапа работы

- четкость постановки учебных задач и обязательно оценка качества их выполнения

- отдельная проработка наиболее сложных мест

- использование разнообразных методов работы

- сознательное отношение детей к работе.

- метод предупреждения ошибок

- метод сравнения;

- фонетический метод

- объяснительно-иллюстративный метод

- репродуктивный метод

- метод мысленного пения

- метод анализа ситуаций

- метод игрового проектирования

- метод разучивания по слуху

- метод свободного дирижирования

- метод высотного моделирования

- метод пластического интонирования

- метод создания ассоциаций

- метод театрализации

- метод работы по партитуре

- метод сольфеджирования

- метод сольмизации

- пение с опорой на нотную запись

- транспонирование песни или ее части в удобную тональность

- пение вокализом песен или их частей

- выстраивание первого звука

- настройка на тональность

- вычленение из текста песни и интонационное освоение наиболее сложных мелодических оборотов

- прохлопывание ритма по слуху, по графической или нотной записи голоса из звучащей партитуры

- выстраивание на фермате созвучий, аккордов

- произношение текста песни активным шепотом

- активная артикуляция текста при пении про себя.

V. Впевание

- освоение формы в процессе целостного исполнения;

- доминирование исполнительских задач;

- достижение необходимого качества певческого звучания;

- достижение необходимого уровня освоения технологических задач, дающих возможность свободно музицировать;

- стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности;

- активное обсуждение предполагаемой интерпретации и результатов исполнительской деятельности.

- одухотворенность

- включенность в активное музицирование

- творческое отношение учителя и учащихся

- ощущение живого сотворения музыки

- диалог учителя и учеников с автором и музыкальным произведением

- абсолютное взаимное доверие хора и дирижера.

- целостное исполнение

- сравнение различных интерпретаций различных исполнителей

- сравнение интерпретаций данного коллектива или исполнителя

- звукозапись исполнения с последующим обсуждением

- исполнение для выбранных в хоре экспертов с последующим обсуждением

- исполнение в концертном зале.

VI. Концертное исполнение

- создание условий для наиболее яркого воплощения музыкального образа;

- стимулирование творческого эмоционального подъема;

- создание необходимого эмоционального настроя;

- организация энергетического взаимодействия хора и дирижера в процессе исполнения.

- одухотворенность

- собранность

- внимательность

- волевая сконцентрированность

- умение эмоционально раскрываться в процессе исполнения

- активное, творческое музицирование

- сотворчество

- полная самоотдача

- проживание музыкального образа исполняемого произведения.

- метод создания эмоционального состояния

- метод театрализации

- приемы взаимодействия хора и дирижера.

Эти и другие приемы и методы разучивания песни, а также формы организации вокально-хоровой работы в классе подробно освещены в книге Б.С.Рачиной "Технологии и методика обучения музыке"

Материал по теме: 

Рачина Б.С.

Санкт-Петербург

Заслуженный учитель России, автор программы
"Тайны королевы Музыки"

Песня ведет

Вокальная игра-тренаж на выработку навыков произвольной динамики

для 1-3 кл.

Роза

Образный прием для вокально-хоровой работы

для 1-2 кл.