Алгоритм сольфеджирования

Автор: 
Рачина Б.С.

Способов обучения и освоения сольфеджио - немало. Целый ряд эффективных методических систем, созданных педагогами-сольфеджистами представлен на нашем сайте.

Однако, для учителя музыки общеобразовательной школы далеко не всегда очевидны способы включения сольфеджийных приемов в общую канву своего урока. В этом смысле значительную пользу может принести опыт такого синтеза с вокально-хоровой, слушательской деятельностью, обобщенный учителем-практиком Рачиной Б.С.:

Сольфеджирование – один из самых сложных, но необходимых моментов школьного урока музыки. Надо научить детей петь по нотам, чтобы в дальнейшем использовать это умение при разучивании песен, при пропевании тем прослушиваемых произведений. 

Чтобы облегчить ребенку задачу сольфеджирования, необходимо разделить ее на несколько этапов:

  1. Анализ метро-ритмической структуры: сюда входит определение размера, чтение ритма с названиями ритмослогов, определение количества фраз и их сравнение по ритму. 
  2. Чтение нотной записи: с какой ноты начинается, какие еще встречаются ноты, какой нотой кончается. Чтение нотной записи в ритме, сравнение фраз по нотной записи. 
  3. Анализ интонационный: определение тоники, тональности, лада, выявление знакомых интонаций и наиболее сложных интонаций, слуховая настройка на тональность, в которой также подготавливаются и пропеваются ключевые, наиболее сложные интонации, сравнение фраз по интонационному признаку. 
  4. Сольфеджирование в ритме без сопровождения, с поправками и повторами. 
  5. Исполнение записанной мелодии с текстом, который перед этим пропевает, а затем читает педагог.

 Алгоритмическую последовательность необходимо выполнять каждый раз, не изменяя порядок работы. Естественно, что по мере освоения навыка сольфеджирования работа внутри каждого этапа будет как бы сжиматься, сворачиваться, становиться все менее подробной, но сами этапы обязательно сохраняются.

Примерами для сольфеджирования в начальной школе должны быть прежде всего попевки, которые дети впоследствии обязательно исполняют на уроках в качестве распеваний, песни и фрагменты песен, разучиваемых на уроке музыке, отдельные темы произведений, предназначенных для прослушивания на уроке. Предпочтительно выбирать музыкальный материал высокого художественного уровня так как любая музыка на уроке влияет на качество интонационной атмосферы урока.

Необходимо удерживать внимание детей определенными дополнительными действиями, вопросами, заданиями. Например: дети сольфеджируют песенку, а вместо учителя у доски с указкой – ребенок. Пусть при этом каждый этап алгоритма будет несколько раз повторен, но дети у доски все время разные, и класс с удовольствием выполняет задание.

Другой вариант этой работы предусматривает умение проследить по нотной записи исполняемую учителем песню (с 3-го класса партитуры песни должны лежать у каждого ребенка на парте).

По материалам книги Б.С.Рачиной  "Технологии и методика обучения музыке"