Концентрический метод. "Школа пения" М.И.Глинки

Глинка по праву может считаться не только родоначальником русской классической музыки, но и основателем русской школы пения. Он, конечно, не был теоретиком вокала - его принципы нашли наилучшее отражение в его пении. Сохранилось немало восторженных отзывов современников об  исполнении Михаилом Ивановичем его собственных романсов, фрагментов из опер:

«Могуче-гениальный, как творец музыки, он был столько же гениален и в исполнении вокальном. Тайною: с первых звуков переселить слушателя в ту особенную атмосферу… в то особенное настроение духа, которое вызывается поэтическим смыслом пьесы, и держать слушателя под магнетическим обаянием от первого звука до последнего – этою магией Глинка обладал в высшей степени» / А.Н.Серов /

«Когда он, бывало, пел эти романсы, то брал так сильно за душу, что делал с нами, что хотел; мы и плакали и смеялись по воле его» / А. П. Керн /

При этом его вокальные данные были отнюдь не блестящими - голос не обладал ни особенной силой, ни большим диапазоном, ни красотой тембра. Но владел своим голосом Глинка в совершенстве. Его пение покоряло глубиной смысла, богатством и силой чувств. Ему было свойственно редкое сочетание исключительной музыкальности и подлинного вокального мастерства.

Еще в своей первой заграничной поездке Михаил Иванович вполне овладел «капризным и трудным искусством управлять голосом и ловко писать для него». Здесь он имел возможность слышать известных итальянских певиц, посещать уроки у лучших педагогов - знатоков природы и особенностей певческих голосов... Но итальянское бельканто с его колоратурами и иными внешними эффектами очень скоро перестало удовлетворять композитора. Демонстрация голоса в ущерб естественности и художественному смыслу противоречила его музыкальным принципам. 

Как в композиторском творчестве, так и в вокальном методе все, по мнению Глинки, должно быть подчинено правдивости выражения художественного замысла… Внешние эффекты, не оправданные внутренним содержанием, производят впечатление пустого кокетства, «механистичности» неискренности.

Единство чувства и формы требует, чтобы эмоциональная стихия музыки гармонично дополнялась осмысленностью поэтического образа. А ясная мысль порождает четкую дикцию. Смысловая линия не должна разываться и в вокализирванных местах. Вокализация в произведениях Глинки - это не итальянские фиоритуры, украшения, а распевание слова, отдельных гласных его, для подчеркивания выразительности. Неразрывная связанность слова и музыки, декламационная выразительность, артистичность исполнения – вот основные требования, которыми Глинка руководствовался сам и воспитывал в своих учениках.

Вокально-педагогическая деятельность не является случайным эпизодом в его жизни. И на родине, и за границей на протяжении 30 лет Глинка обучал сольному пению и прославленных артистов, и любителей вокального искусства. В списке его учеников – более 40 человек, не считая певчих капеллы и хористов оперы, которые также пользовались его советами.

Постепенно он выработал свою «методу», которую воплотил в «Упражнениях», «Школе пения»,  этюдах и вокализах.

«Школа пения» написана Глинкой в 1856 году предположительно для А.Н.Кашперовой – жены композитора и вокального педагога В.Н.Кашперова. В ней представлены вокальные упражнения, позволяющие при систематических занятиях значительно укрепить голос, выработать его подвижность, выровнять тембр, расширить диапазон.

В основу этих распеваний положен концентрический метод. (Это название впервые фигурирует у Н.И. Компанейского - ученика знаменитого О.А.Петрова – первого исполнителя роли Ивана Сусанина, с которым композитор занимался лично).

Сам Глинка объяснял свой подход следующим образом: «надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты (то есть без всякого усилия берущиеся),  ибо усовершенствовав их, мало-помалу потом можно обработать и довести до возможного совершенства  и остальные звуки».

Многие упражнения писались Глинкой для Петрова, который имел большой диапазон, Но даже для него ежедневные упражнения предполагали использование менее половины доступного певцу диапазона – именно для выработки свободного, звучного «центра»…

Фактически, и в современной музыкальной педагогике используется именно этот принцип, когда развитие детского голоса начинается с примарной зоны и к ней постепенно подключаются края диапазона, расширяются его границы. Такая «стратегическая» линия позволяет, начиная в 1-м классе с диапазона ми1 – си1, к 4-5-му классу уверенно работать в дипазоне ля – фа2.

Между тем в концентрическом методе Глинки содержится еще один методический акцент, на который не всегда обращают внимание. Если проанализировать упражнения «Школы», то становится очевидным концентричность в более узком - тактическом смысле:

первое упражнение – это выдержанные звуки гаммы,
второе – мягкое, «обволакивающее» опевание каждого тона,
третье – легатное исполнение терции,
четвертое – заполнение терцового хода мелкими проходящими длительностями,
пятое – ход на кварту,
шестое – заполнение мелкими длительностями теперь уже квартового хода.. и так далее.

То есть концентричность присутствует на каждом занятии и реализуется во все более и более расширяющемся интервальном диапазоне каждого следующего упражнения. Голосовые связки подчиняются действию единых «мышечных законов» . Как на занятиях физкультурой полезно сначала выполнять небольшие по амплитуде движения, и, лишь в достаточной степени разогрев мышцы, переходить к сильным и размашистым движениям, так и здесь компактные интервальные ходы постепенно сменяются все более широким мелодическим движением.

В рекомендациях Глинки к овладению пассажами мелких длительностей ясно говорится о постепенном ускорении темпа исполнения: "Вообще учить медленно, но время от времени пробовать – нельзя ли петь скорее, а потом снова (как при неуспешном, так и при успешном опыте) обращаться к медленному пению".

Все упражнения «Школы» Глинка рекомендовал петь на округлом «А», legato, без аккомпанемента, звуком естественным – не очень громко и не очень тихо – с предельной концентрацией внимания. При этом самое важное – следить за ровностью линии как в динамическом, так и в тембральном отношении.

Итальянский метод вокализации на какой-либо гласный звук во времена Глинки противопоставлялся французскому способу – основанному на сольфеджировании – пении с названием нот. Но только посредством вокализации можно овладеть правильным исполнением legato. На выработку связного пения и направлены упражнения Глинки. Плавный переход от одной ноты к другой при сохранении гласного без изменений в тембре осуществляется сначала при поступенном движении в медленных темпах. От упражнения к упражнению увеличиваются интервалы, задачи усложняются.

Глинка в своем методе уделял большое внимание развитию навыков пения трели. Именно  через освоение трели голос становится более подвижным, легким, способным преодолевать быстрое движение, сохраняя интонационную точность каждой ноты и четкость ритмического рисунка. Кроме того, достичь полного ракрепощения гортани от ненужных мышечных напряжений легче всего через упражнения на трель.

Особенно нужно обратить внимание на упражнение:

Глинка_Школа_пения

В котором переменное чередование ударений то на нижней, то на верхней ноте трели приводит к их уравнению в тембре, а, следовательно, и в способе извлечения.

Большинство вокальных упражнений Глинки строится по принципу поступенного движения и опевания ступеней  вспомогательными нотами в мажорном звукоряде. Ему был хорошо знаком распространенный метод транспонирования упражнений в виде секвенций по полутонам, но он отдавал предпочтение упражнениям построенным в едином ладу, без вспомогательных знаков альтерации. Ладовое чувство – важнейшая особенность музыкального слуха, способность различать устойчивый и неустойчивый характер звуков, их тяготение друг к другу.

«Школа пения» предназначена для взрослых певцов. Однако эти упражнения могут с успехом применяться и в работе с детьми - как в индивидуальных, так и в ансамблевых, хоровых занятиях. Старшеклассникам они доступны в оригинальной тональности и полном диапазоне, в средних и младших классах возможно их частичное использование в более компактном диапазоне или в более удобной тональности.

По материалам книги Ю.А. Барсова "Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки". Л. - "Музыка". 1967, - 65 с.

Прикрепленные файлы: 
Материал по теме: 

Экзерсисы

М.Глинка

распевания-вокализы
a capella

для 7-11 кл.

Жаворонок

музыка М.Глинки, слова Н.Кукольника, из цикла "Прощание с Петербургом"

романс в сопровождении фортепиано
тема для проектной деятельности

для 4-7 кл.

Ты, соловушка, умолкни

Музыка М.Глинки, слова В.Забеллы

Песня с аккомпанементом,
или a capella

Переложение 
для 2-х голосного хора
С.Благообразова

для 2-6 кл.