Метод "Снимаем кино"

Автор: 
Усов Ю.Н.

Ленинские слова о том, что из всех искусств важнейшим для нас является кино, - оказались пророческими для прошедшего столетия. Из занимательного аттракциона оно выросло в мощную индустрию.

Современный кинематограф обладает огромной властью над умами людей и во многом определяет систему ценностей, стиль поведения и мышления. Нашим детям кино – как способ восприятия мира – ближе и понятнее чем все другие виды искусства. И опора на «киношный» опыт учеников может принести немалую пользу, если делать это к месту и методически грамотно.

Вот как об этом пишет заслуженный учитель России Б.С.Рачина: «… учим «Узника» А. Гречанинова на стихи А. Пушкина. Как добиться перехода от мрачного драматизма начала к ликующей картине свободы в конце? Для нас просто - мы «снимаем кино». Первый «кадр» - мрачная, строгая картина темницы. Дети придумывают декорации, краски. Второй «кадр» - нарастание драматизма, новое действие. Третий «кадр» - смена всех красок, декораций, сияющий простор моря, синее небо, яркое солнце и белый парус вдали как символ свободы. Увидели - и получилось! Появился и звук другого качества, изменился характер исполнения».

Органично присущее музыке измерение – время – получает здесь дополнительную визуальную «развертку» в пространстве. На создание яркого и убедительного художественного образа работает принцип связи искусств.

Доктор педагогических наук, известный специалист по вопросам полихудожественной деятельности Ю.Н.Усов описывает аналогичный метод работы с живописным произведением. Видеосъемка картины становится творческим актом прочтения и «переинтонирования» авторского замысла художника. Вот какую монтажную запись приводит он в качестве иллюстрации данного метода (видеоработа ученицы XI класса на основе полотна В.Монетова «Воспоминание»):

1 кадр.
От нижней части окна старого деревянного дома камера движется вверх вдоль тонкого стебля еще на распустившегося дикого цикория к разбитому стеклу верхней части окна.

2 кадр.
Опять движение. На этот раз слева направо по прочному подоконнику того же окна. На переднем плане соцветия тысячелистника, дальше легкое белое перо какой-то птицы, которое в любой момент может быть подхвачено ветром. Еще дальше тот же стебель цикория. Теперь мы видим нижнюю часть стебля с большими распустившимися голубыми цветами.

3 кадр.
Движение камеры справа налево, вдоль верхней части обугленных, обгоревших переплетов рамы.

4 кадр.
Опять белые широкие соцветия тысячелистника на фоне крепких досок того же деревянного дома. Движение завершается плотной бесформенной чернотой оконного проема.

5 кадр.
Камера движется вдоль нижней части окна мимо пожелтевших давно не мытых стекол и останавливается около смутного отражения другого деревенского дома на противоположной стороне улицы.

6 кадр.
Справа налево движется камера вдоль верхней части окна, останавливаясь в темном проеме разбитой части стекла. (Впечатление страшное: нет никаких очертаний среди этой тьмы. Провал в небытие вечности… «Дальше тишина…»)

7 кадр.
Новое движение к непроглядной тьме завершается абсолютной тьмой во весь экран.

8 кадр.
Но вот на фоне этой тьмы начинают прорисовываться очертания белого облака. Оно становится в следующее мгновение особенно ярким на фоне голубого неба, высокого, уходящего в бесконечную даль.

9 кадр.
Камера отъезжает, и мы видим, что голубое небо – это только квадрат в черном проеме сгоревшей реальности.

10 кадр.
Вновь грязные стекла нижней части окна, разделенные посередине кадра вертикальной чертой оконного проема.

11 кадр.
Камера отъезжает от изображения еще раз, и мы видим крестовину окна на фоне того же тысячелистника, легкое перо в тишине и покое этого деревенского дня, и тонкий стебель цикория, голубизной своей возвращающий нас к воспоминаниям о голубом небе летнего дня.

12 кадр.
Движение камеры завершается на фоне черного провала сгоревшей части окна.

Аналогичные приемы могут быть использованы в работе со многими другими произведениями живописи. В частности, при создании звуковых импровизаций по мотивам «звучащих картин». Основной акцент при этом смещается с хаотичного «звукотворчества» к продуманному сюжету художественно осмысленного последовательного воплощения в музыкальном звуке живописных образов.

В рамках этого метода интересным приемом будет видеосъемка одной картины в логике какого-либо ассоциативно созвучного музыкального произведения. Основой монтажной драматургии такой видеосъемки будет в таком случае динамика развертывания музыкального образа.

Использованная литература:

Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. СПб, 2007.

Усов Ю. Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным вида искусства // Искусство в школе. 2001, № 1. С. 27- 34