Методика составления тестов для стиле-слухового анализа

Тесты позволяют обобщить всю систему знаний и слуховых представлений учащихся, выявить уровень владения навыками стиле-слухового анализа. При составлении тестов необходимо соблюдать следующие правила:

1. Тесты первоначально составляются по принципу яркого стилевого контраста, постепенно степень контрастности уменьшается.

2. Для тестов выбираются фрагменты музыкальных произведений, содержащие экспозиционный тип изложения музыкального материала. Обычно это экспозиции фуги, сонатной формы, а также первоначальное изложение тематического материала в других музыкальных формах. Все фрагменты должны звучать приблизительно одно время.

3. Для тестов подбирается музыкальный материал, воплощающий в наиболее концентрированном виде типические черты стиля как определенной совокупности выразительных средств: фактуры, ритма, мелодико-тематической организации, а, начиная с XIX века и ладогармонической организации музыкального материала. Каждый композитор должен быть представлен в тесте наиболее яркими, характерными для творческой манеры произведениями.

4. Для составления тестов необходимо соблюдать принцип жанрового единства музыкальных произведений, объединяя в тесте произведения, представляющие один жанр: оперу, симфонию, концерт для солирующего инструмента и оркестра, инструментальную миниатюру (фортепианная, скрипичная и т.д.).

5. Для того чтобы сосредоточить внимание учащихся на решении главной задачи – выявлении типических черт стиля, необходимо соблюдать и определенное тембровое единство внутри тестов: все произведения звучат в исполнении симфонического или струнного оркестра, инструментального ансамбля, какого-либо инструмента, одного певческого голоса (тенора, баса, сопрано и т.п.).

6.  В тест целесообразно включать знакомые учащимся произведения – это прекрасный способ повторения.

7.  Тесты дают возможность познакомить подростков с фрагментами многих сочинений, которые не являются программными, и таким образом расширить их музыкальный кругозор, обогатить их интонационный словарь, развивать музыкальную память и вкус; приучают внимательно вслушиваться в музыкальную ткань произведения, осознанно опираться на знание музыкального языка, его особенностей.

8. Тест всегда прослушивается целостно, без каких-либо комментариев учителя. При необходимости, по просьбе учащихся, повторяется полностью или фрагментарно.

9. Проверка тестов осуществляется различными методами, но чаще всего прямо на уроке, коллективно. Ответы, естественно, предлагают учащиеся.

В методике проведения тестов необходимо выделить два ключевых момента: формулирование задания учителем и оценки работы учащихся. Стиле-слуховой анализ позволяет вывести обучение на уровень обобщения, что определяет высокий уровень сложности этой работы. Успех или неуспех подростка, несомненно, обусловлен и объемом музыкально – слухового опыта, и уровнем сформированности интонационного мышления, и уровнем развития музыкального мышления в целом. Опираясь на вышеизложенное, а также учитывая особую ранимость подростков, боязнь потерять авторитет среди одноклассников важно соблюдать принцип успешности в оценке деятельности учащихся.

Во многом успешность подростков определяется условиями выполнения учебной задачи. Важно так дифференцировать задание, чтобы дать возможность как можно большему количеству учащихся получить отличный результат. Во-первых, предлагается классу выбрать простой или более сложный вариант выполнения задания, например:

1. Из трех музыкальных фрагментов выбрать один, принадлежащий В. Моцарту (имена других композиторов не называются).
Или:
2. Сейчас прозвучит музыка В. Моцарта, Л. Бетховена и П. Чайковского, определите порядок звучания.

Второе задание явно проще первого, разные классы выбирают различные варианты работы. Как показывает практика, наибольший интерес у подростков вызывают тесты, внутри которых задания дифференцированы и представляют разный уровень сложности, так называемые разноуровневые тесты.

Примером может служить следующий тест:

1. И.С. Бах                      Бранденбургский концерт № 3, часть 1

2. П. Чайковский          Симфония № 4, часть 1. экспозиция, главная партия.

3. В. Моцарт                Симфония № 38. часть 1, экспозиция.

4.  П. Чайковский       «Моцартиана», часть 2 «Менуэт».

Первый уровень: расставить по порядку звучания первые три фрагмента - музыку В. Моцарта, П. Чайковского, И.С. Баха.

Второй уровень: найти из первых трех фрагментов музыку П. Чайковского, имена других композиторов не сообщаются и за каждое правильное названное имя учащиеся получают отличную оценку, таким образом за тест можно получить сразу три пятерки, четвертое задание не оценивается. Класс выбирает первый или второй  вариант.

Третий уровень – выполнение четвертого задания теста. Важно предупредить подростков о повышенной сложности задания, его проблемном характере и возможности выполнения по выбору. Обычно мнения учащихся расходятся, но, чаще всего, они называют имена П. Чайковского или В. Моцарта. Слушаем еще раз, находим и обосновываем правильное решение проблемы.