Методика В.Брайнина

Валерий Брайнин - педагог-сольфеджист, музыковед, композитор, создатель уникальной системы методов по развитию музыкального слуха, мышления и памяти. В настоящее время система Байнина  с успехом применяется в целой сети европейских музыкальных  школ, работающих под его патронажем.

Методика Брайнина базируется на освоении комплекса наиболее вероятных мелодико-ритмических элементов музыкальной речи. Превращение этих элементов в стереотипы внутреннего слуха с дальнейшим разрушением слуховой  инерции и формированием стереотипов все более высокого порядка позволяет развивать понимание логики  интонационного развития. 

Одним из интереснейших элементов методики Брайнина является наглядная графическая модель структуры лада. Она позволяет быстрее и точнее формировать разнообразные интонационные связи, способствуя развитию относительного и абсолютного слуха, музыкального мышления и памяти.

В основу графической модели была положена идея соотнесения ступеней лада и цветов радужного спектра. Причем, система была выстроена не на случайных «договорных» сочетаниях, но в опоре на объективные закономерности строения цветового спектра и обертонового ряда. Такой объективной закономерностью может считаться явление интерференции.

Если в основу построения системы цвето-звуковых ассоциаций положить принцип интерференции, то наиболее близким по спектру цветам будут соответствовать не соседние тоны звукоряда, а звуки, расположенные по квинтовому кругу. В результате условного разделения спектра на 12 узнаваемых оттенков, Брайнин получил следующие соответствия (см. таблицу).

абсолютная сольмизация   ступени лада
фа диез алый 4#
си красный 7
ми оранжевый 3
ля желтый 6
ре лимонный 2
соль салатовый 5
до зеленый 1
фа аквамарин 4
си бемоль голубой 7b
ми бемоль синий 3b
ля бемоль сине-фиолетовый 6b
ре бемоль фиолетовый 2b

При использовании не абсолютной, а относительной сольмизации, цветовой ряд будет соответствовать различным ступеням лада, достаточно наглядно отображая сферы устойчивости и неустойчивости, функциональной близости звуков внутри лада.

Метод Брайнина выгодно отличается от некоторых других систем в том, что позволяет наглядно и постепенно осваивать как мажор, так и минор на единой модели. Это закладывает логически непротиворечивую основу для освоения переменного лада, внутриладовой альтерации, а также различных народных и хроматических ладов.

Дополнительным графическим «аргументом» брайнинской модели является изображение главных ступеней лада в виде «устойчивых» прямоугольников, а побочных – в виде ромбов. Деление ромбов, в свою очередь, на два треугольника, позволяет  получившимися символическими стрелками указать направление тяготения в ближайшую устойчивую ступень.

Методически постепенное продвижение в освоении различных элементов лада выражается в использовании графической модели сначала с незакрашенными «пустыми» треугольниками, которые по мере изучения тех или иных ступеней приобретают свою ладово-цветовую окраску, отражая все более разнообразные отношения тяготения-отталкивания.

Безусловный интерес представляет и ряд других авторских и усовершенствованных наглядных моделей, предназначенных для изучения нотной грамоты, свободной ориентации в ключах и нотоносцах.

Однако, использование различных форм наглядности является лишь одним из элементов системы В Брайнина. Ключевой идеей своей методики он считает формирование собственно слуховых представлений. Прогнозирующее восприятие позволяет предслышать логику интонационного развития музыкальной фразы. Необходимые для этого  навыки крайне важны для развития музыкального мышления в целом. При этом начало музыкальной фразы – это область нового, неизвестного пока (для воспринимающего) типа движения. А ее конец – зона более предсказуемая, инерционная, так или иначе вытекающая из предыдущего звучания. Таким образом, постепенно вычленяя устойчивые интонационные обороты, превращая их в узнаваемые стереотипы, методика способствует формированию интонационного словаря. Причем каждый элемент словаря, после определенного этапа усвоения помещается в более широкий контекст, включается в новые связи. Тем  самым размываются границы первоначального стереотипа и формируется стереотип более высокого уровня.

На этой основе – узнаваемых интонационных стереотипов - Брайнин предлагает строить не только «сольфеджийную» логику занятий, но и очередность знакомства с произведениями мировой музыкальной классики. В структуре ДМШ этот вопрос в курсе музыкальной литературы обычно решается в историко-биографическом ключе, что в известной мере препятствует реализации данной идеи. В общеобразовательной же школе она может быть использована более свободно и творчески….

С авторскими материалами по теории и практике применения метода можно ознакомиться на официальном сайте В.Брайнина