Методы работы с артикуляцией

Ясная дикция, осмысленное и выразительное произнесение текста является обязательным условием хорошего пения. И работа над артикуляцией является необходимой составной частью вокально-хорового развития класса.

Как и в любом деле здесь требуется настойчивость и систематичность, и начинать артикуляционные упражнения нужно как можно раньше. Для многих первоклассников характерно слабое развитие артикуляционного аппарата, скованность, зажатость языка и нижней челюсти, медленный темп речи, неясное произношение фонем. Б.С. Рачина отмечает печальную тенденцию - современные первоклассники к этим проблемам прибавили еще и различные расстройства речи (при осмотре логопеда в школе, в последние годы  до 60% детей направляются на корректирующие занятия). В данном вопросе у педагога-музыканта и школьного логопеда - единые цели, и потому использование похожих методов - естественно и логично. Помимо этого  "омузыкаленные" логопедические упражнения нередко являются более эффективным средством решения проблем, связанных с дикцией.

В работе с младшими школьниками хорошо помогают различные скороговорки, дикционные упражнения. Можно использовать отдельное от мелодии произнесение такого текста – активно, но тихо. Но значительно большую пользу принесет его сочетание с простейшими мелодическими попевками.

Мотив можно придумать к уроку заранее – использовав наиболее актуальные для данного занятия интонации. Можно из урока в урок играть в своеобразную игру-придумывание все новых и новых «распевалочек» на тексты артикуляционных упражнений и скороговорок. Дети такие творческие задания очень любят и, как правило, неплохо с ними справляются. Подобные игры будут одновременно и тренировать артикуляционный аппарат, и развивать их мелодическое мышление, обогащать интонационный опыт.

Укрепление согласных

«С»

  • Сани – сатира – сапёр – сапожник.
  • Свечка – свирель – саранча – сезон.

Подобные цепочки слов, начинающихся на «С» хорошо звучат в виде контрастного темброво-регистрового диалога, в котором могут участвовать 2 группы ребят. Например, 1 группа проговаривает слова в низком  регистре – «заговорщицки», 2 группа – в фальцетном регистре как бы «в испуге».

Возможны и другие контрастные сопоставления:

Динамические:            громко – тихо
Ритмические:             тянущимися долгими звуками – мелкими длительностями.
Речевое глиссандо:   вниз – вверх

Скороговорки:

  1. Во саду ли, во садочке, соловей поёт.
  2. Сломала я ветку сирени в саду.
  3. Мы посадили весной кустик сирени в саду
  4. Курские соловьи славятся на всю Россию.
  5. Сима сухари сушила. Сушить не насушила, а сжечь – сожгла.

«Р»

Игры:

«Машина» - дети изображают рычание мотора: «дрррр». Звук то громче, то тише - по знаку дирижера.

«Самолет-кукурузник» - тоже самое, но в более высоком регистре. Варианты развития игрового сюжета: приближающийся, удаляющийся звук, несколько самолетов, прерывающий звук – самолет иногда пропадает в облаках.

Скороговорки

  1. Раз дрова, два дрова, три дрова.
  2. На дворе трава, на траве дрова.
  3. На дворе дрова, за двором дрова.
  4. Дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, дрова выдворит.
  5. Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.
  6. У Соньки-вертушки во рту три ватрушки
  7. Бобр, бобр для бобрят добр

Попевки

Артикуляционные упражнения для уроков пения

 

Артикуляция "Р". Попевка для уроков музыки

 

«Ж»

  1. Жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится.
  2. У ужа — ужата, у ежа — ежата

Глухие согласные «Т», «П», «К»

  1. От топота копыт пыль по полю летит.
  2. Купи кипу пик.
  3. Шёпот, шёпот, листьев шёпот.

Глухие согласные «х», «ц», «ч»:

  1. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
  2. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали
  3. Грех — не смех — не уложить в орех
  4. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла

Укрепление гласных

«А»

При работе над артикуляцией гласных нужно обращать внимание на ее «исходное» состояние у классного хора. Если «а» чересчур открыта, то к ней нужно подходить через «о», или «у»:

Бо-ба, до-да, зу-за, ру-ра.

Если «а» звучит, наоборот, заглублено, то подходить к ней лучше от «и», или «е»:

Би-ба, ди-да, бе-ба, де-да.

Полезно петь цепочки слов (например, по нисходящему трезвучию, или другому, придуманному к уроку интонационному мотиву):

Балаган – барабан – сарафан – мандарин.

Артикуляция "А". Вокальное упражнение для школьников

«И»

Бирюза – дирижер – виноград – тишина.

Артикуляция "И". Распевание для хора

«Е»

Резеда – ремесло – лебеда  – сенокос.

«У»

Муравей – музыкант – мухомор – ураган.

Артикуляция "У". Вокальное упражнение для детского хора

Артикуляционные упражнения на "У"

Материал по теме: 

Сенька и Санька

распевание на legato
интонирование восходящей квинты, сексты
артикуляция "С"

для 3-4 кл.

Ехал Грека через реку

распевание на legato
впевание движения по мажорному трезвучию, артикуляция "Р"

для 2-4 кл.

Курица

Музыка Е.Тиличеевой, слова М.Долинова

Песенка-распевка
Выше - ниже, квинта

для 1, 3-4 кл.

Труба

Музыка Е.Тиличеевой

Песенка-распевка
Выше - ниже, кварта
Партитура для ДМИ

для 1-2 кл.