Андрей-воробей

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.2 (13 оценок)
Тип:: 
относительная сольмизация
Вид: 
1 ступень
восьмые и четверти на <2>
затакт
Класс: 
1

Эта простейшая прибаутка прекрасно подходит для начальных этапов обучения.

Удобная орфоэпия позволяет эффективно поработать над певческим унисоном. А ритмический рисунок наглядно отражает различные варианты сочетания восьмых и четвертей.

Попевка на 1 звуке. Андрей-воробей

Андрей-воробей
Не гоняй голубей
Гоняй галочек
Из-под палочек.

Ты не клюй песок
Не тупи носок
Пригодится носок -
Клевать колосок.

Для наглядности

Прямоугольники разной длины более наглядно отражают длительности, нежели привычные нотные штили. В течение некоторого периода времени можно подкреплять освоение ритмических знаков такими наглядными графическими моделями. Или воспользоваться «рисуночным» вариантом с воробьем и семечками.

Какие длительности дальше?

Первоначально можно выучить только одну строку, показав детям нотную запись восьмых и четвертей. Через некоторое время полезно будет к ней вернуться. Выучив текст 1 куплета целиком, обратите внимание ребят, что ритм меняется. Какие длительности будут дальше? Можно раздать всем немного семечек - крупных тыквенных и размером поменьше - подсолнечных, и предложить выложить ритмический рисунок всего куплета.

Или предложить распечатки без штилей в том или ином варианте

Затакт - хоть и "до", но "после"

Чуть позже, когда придет время освоения понятия "затакт" к этой прибаутке можно будет вернуться на новом уровне.

Сыграйте ее  с аккомпанементом, подчеркивающим сильную долю. Предложите ребятам отметить ее хлопком.

Можно также раздать распечатки без тактовых черточек с заданием проставить их перед сильной долей.

Основа для творчества

Существует немало вариантов творческого "обыгрывания" подобных однозвучных попевок. Так, Г.Шатковский предлагает на основе таких относительно "нейтральных" текстов сочинять мелодии. Используя стихи "как средство для метроритмической и структурной организации музыкального материала" он рекомендует придумывать как можно больше вариантов разнохарактерных мелодий на один и тот же текст. При этом в качестве "строительного материала" могут быть использованы только что изученные интервалы (например, секунда, терция или кварта), типы мелодического движения (опевание, движение по звукам трезвучия и т.п.).

В качестве домашнего задания можно предложить детям сочинить сказку, где герой отправляется в путешествие. По дороге ему встречаются разные по характеру персонажи, и все они должны обратиться к нему с одними и теми же словами, но с разными мелодиями - в соответствии с их обликом и повадками (как в русской народной сказке "Колобок".

Е.Забурдяева предлагает эту попевку исполнять на фоне аккомпанемента из разных квинт, которые дети могут сами подобрать на металлофоне. Исполнение песни можно сочетать с игровыми движениями (например, отмечая энергичным притопом последний звук фразы, хоровод сначала наступает на ведущего в центре, а потом отступает от него). Ритмический же рисунок сам по себе прекрасно подходит для "инструментовки" звучащими жестами.

Дополнительные возможности

Если в прикрепленных выше файлах вы не нашли нужного вам варианта нотации этой попевки, то можете создать свой - в нотном редакторе MagicScore Maestro.

Как выглядит исходный файл вы можете просмотреть непосредственно в браузере. Для этого, нажав кнопку "просмотр sfd-файла" загрузите на свой компьютер плагин Maestro. Возможно, после этого потребуется выйти из браузера и загрузить страницу повторно. После этого все sfd-файлы будут всегда вам доступны для просмотра в браузере.

Исходный файл: